56 лет со дня выпуска миллионного мотоцикла в Ижевске: эволюция техники и мотодвижения

image
image

У некоторых профессиональных охотников в арсенале можно лицезреть настоящую классику – популярную и ныне модель одностволки ИЖ-17. По их словам, держа в руках это ружье, можно насладиться духом настоящей механики. Первая модель ИЖ 17 увидела свет в первые послевоенные года. В то далекое время выпуском охотничьих ружей занимался механический Ижевский завод. С территории Германии были вывезены чертежные образцы моделей охотничьих ружей и после старых двустволок стали производить новые модели ИЖ-17 по образцам взятыми за основу у немецких оружейников. Наиболее массово ИЖ-17 выпускалось в 16 калибре, а периодичность массового производства стало 63-70 года прошлого века.

Что особенного в 16 калибре?

Гладкоствольное ружье может иметь как суженый, так и прямой ствол. Калибр определяется по внутреннему диаметру ствола ружья. Модели шестнадцатого калибра могут быть:

  1. Вертикальные, когда выходные отверстия располагаются в вертикальном положении.
  2. Горизонтальные, в которых дула размещены по соседству.
  3. Одноствольные.

Главная особенность 16 калибра в том, что его выпускают и на двустволках, и на одностволках. Конечно же, стрельба из одностволки комфортнее, т. к. не перекрывает вид, но поразить цель в этом случае сложнее. Такие ружья отлично подходят для ходовой стрельбы, т. к. имеют небольшой вес и хорошую огневую мощь. А этого более чем достаточно, чтобы охотиться на большую взрослую дичь.

Интересно! Выпускать этот калибр начали практически 70 лет назад как отечественные, так и иностранные фирмы. Несмотря на это даже такое старое оружие и по сегодняшний день служит многим охотникам.

ИЖ 17 описание

Предшественники 17 модели 16 калибра имели куда меньшую популярность. Версии 12-16 обладали некоторыми техническими недостатками полученными в наследство от общего изначального образца 3К. В чертежи этого ружья были внесены минимальные изменения для улучшения, но старые недостатки остались почти все. Получив из Германии новые чертежи, конструкторы внесли поправки опираясь на опыт предыдущих моделей. В итоге ИЖ-17 приобрело: Рычажную защелку вместо старой задвижки; Усовершенствованный крепеж цевья; Целик на коробке.

Читайте также:  Практическая стрельба из карабина – как достичь цели?

За 7 лет серийного производства ружье ИЖ-17 существенно пополнило рынок. Система ручной однозарядки позволяет его применять для разнообразного сценария: Любительская охота; Профессиональная охота; Спортивная стрельба. Нередко в фильмах об охоте прошлого столетия в кадр попадают ружья модели ружец ИЖ-17. Ложе выполняется преимущественно из березы, ореха либо бука. Металлические детали выкрашены черным цветом. По бокам находятся плоскости коробки с нанесенной на них гравировкой.

ИЖ 17 отличается хорошей кучностью боя – все детали и механизмы проработаны качественно

У ружья высокая эргономика, что позволяет без особого труда обращаться с ним и начинающим охотникам.

Недостатки

Тем не менее, часто выделяют следующие недостатки:

  • небольшое количество животных, на которых можно охотиться;
  • сложность конструкции ружей, что не подходит для новичков;
  • небольшая резкость боя (в сравнении с другими калибрами).

Помимо этого, калибр не подойдет для дальней стрельбы из-за своих показателей кучности. Еще одни недостатком можно назвать и то, что с каждым годом приобрести такое оружие становится все сложнее, т. к. постоянно появляются новые модели современных винтовок. Какого-то однозначного отношения к винтовкам этого калибра не было никогда. Ведь многое также зависит от индивидуальных предпочтений.

Оценка качества

Промысловое оружие ИЖ-17 помогает выполнить множество задач по желанию охотника. Толстостенный ствол способствует кучности при пулевой стрельбе. Ружье просто идеально для дробовой стрельбы в 45 м. Оружие удобное, разворотливое, легкое, с отличной балансировкой. Отдача детская. К тому же одиночный выстрел дисциплинирует. К плюсам ИЖ-17 относится разнообразие калибров: 12-32; Простая конструкция; Простой и быстрый ремонт; Хорошая эргономичность; Безусловная надежность; Быстрая адаптация к эксплуатации. В наши дни некоторые охотники экспериментируют c ИЖ 17 разнообразным зарядом патронов и оно выдерживает даже жуткие эксперименты, что говорит о качественном исполнении модели. Из недостатков можно выделить такие моменты: Труднодоступность покупки на сегодняшний день; Изношенные модели допускают много осечек. Одностволка для новичка – отличный вариант, но только в приличном состоянии. Охотниками отмечен тот факт, что с дымным порохом стрелять лучше, а от бездымного слабоват центробой.

Популярные горизонтальные модели 16 калибра

ИЖ-58

Это ружье, которое было выпущено еще в 1958 году, пожалуй, одно из лучших для начинающего охотника. Приклад и цевье изготовлены из приятной на ощупь натуральной древесины. Внутрикурковые замки с предохранителями обеспечивают безопасность и не допускают случайных выстрелов. Тройной затвор запирает стволы посредством одного верхнего и двух нижних крюков. Также существует несколько модификаций этой винтовки: ИЖ-58 МА и ИЖ-58 МАЕ. Первая отличается наличием автоматического предохранителя, последняя – эжектором, которые легко снять при необходимости. Длина ствола ИЖ-58 составляет 71 сантиметр, а вес оружия чуть более трех килограмм.

МР-43

Главная отличительная черта этого ружья от предыдущего – универсальный двухспусковой ударно-спусковым механизм. Таким образом, охотник может вести стрельбу как в односпусковом режиме, так и в автономном. Помимо этого модель отличается эргономичной формой, улучшенным качеством сборки и металла.

Описание ИЖ 17

Основой ИЖ-17 послужила модель ИЖ-К широкого разбора. Охотничья одностволка имеет курковый механизм и не относится к автоматическому типу поскольку имеет однозарядную систему. Наиболее подходящие патроны – это с гильзой из металла или бумаги. Патронник и канал ствола выполнены из хромированной стали. На канале располагается дульное сужение; роль сверловки отведена цилиндру. Для запора ствола задействован откидной рычаг.

Ствол и цевье у ИЖ-17 полностью съемные

Хотя конструкция ИЖ-17 вовсе не сложная, тем не менее она в состоянии обеспечить высокую надежность. При возникшей проблеме и необходимости ремонта, можно использовать вариативную систему. Чтобы курок можно было более практично применять, инженеры основательно подошли к его конструкции: Незапертый ствол не позволит произвести выстрел; Вместо шептала спусковой механизм оснащен спусковым крючком; Боек обособлен, для спуска требуется минимальное усилие.

Читайте также:  Тестирование боеприпасов 3: патроны для нарезного оружия

В модели ИЖ-17 предохранитель заменен экстрактором: теперь гильза сдвигается при открывании ствола. Прицеливание проводится путем центрирования мушки в проточке на коробке. Все усовершенствованные наработки привели к тому, что масса ружья стала прямо пропорциональна используемому калибру: При калибре 32 и длине ствола 675 мм. вес был около 2,4 кг; Со стволом 720 мм. калибром 16 – 2,6 кг. Ружье довольно прикладистое и надежное, имеет хороший баланс и приятный внешний вид. Номер дублируется на замке цевья, замочной части ствола и на курке замка запора перелома ствола спускового механизма. Всего номеров на ружье – 3. Плюс маркировка сужения на стволе и логотип на щечках УСМ.

Вертикальные гладкоствольные ружья

В отличие от горизонтальных, вертикалки дают хороший обзор без помех, однако из них неудобно стрелять при сильном ветре.

ТОЗ-34

ТОЗ-34 – по истине культовое оружие. Главное преимущество ТОЗ-34 заключается в конструкции стволов. Помимо этого, это вертикальное ружье имеет удобное ложе с выступом под щеку, использовать винтовку может стрелок с любым ростом. Вес винтовки составляет немного больше трех килограмм.

МР-27 (ИЖ-27)

Стоимость ИЖ 17

Найти на современном рынке достойную ИЖ 17 в приемлемом состоянии будет не простой задаче, не смотря на огромное количество стволов выпущенных в 60-х 70-х годах. Но тем не менее, стоящие экземпляры периодически всплывают на тематических сайтах о продаже оружия которые потенциальному будущему владельцу придется регулярно мониторить. И так, средняя стоимость ИЖ 17 по актуальным ценам на 2020 год в удовлетворительном (рабочем) состоянии составляет всего 10 000 рублей и это цена указана еще выше средней. Однозначно можно сказать, что ИЖ-17 стоит своих денег и если её привести в порядок, то прослужит оно еще не один год.

Одноствольные ружья 16 калибра

МЦ-21

Данная модель представляет собой одно из первых полуавтоматических ружей, изготовленное в Советском Союзе. Помимо этого, это единственное в своем роде отечественное самозарядное ружье, которое работает по принципу подвижного ствола. Это идеальный вариант как для начинающих охотников, так и для промысловой охоты. Минимальная кучность боя в этом случае – примерно шестьдесят процентов на расстоянии тридцати метров. МЦ-21 – довольно надежная модель и ее часто используют для охоты в регионах с холодным климатом. Ружье легко разбирать и оно не требует особого обслуживания, частой смазки. Длина ствола – 78 сантиметров, а вес винтовки немного более трех килограмм.

ИЖ-18

Это одноствольное ружье можно смело назвать одним из лучших в своем роде. Оно отличается внутренним расположением курка, узким стволом с мушкой без прицельной планки. Также его довольно просто разобрать на три части. Помимо этого, данная модель проста в использовании. Предохранитель здесь кнопочный, если ружье не будет полностью закрыто, то не произойдет случайного выстрела. При ударе или попадании курок автоматически становится на предохранитель. Ружье имеет ствол длиной 7300 мм, а вес чуть больше двух с половиной килограмм.

Решив выбрать ружье для охоты 16 калибра необходимо обращать внимание на технические характеристики, а также свои собственные ощущения во время стрельбы. Не просто так многие охотники полюбили шестнадцатый калибр. Хорошая кучность, отличная мощность и большая убойная сила – все это делает ружья 16 калибра оптимальным вариантом для охоты как на мелкую дичь, так и на больших зверей.

Читайте также:  Бердыш – исконно русское оружие

Технические характеристики

Основные параметры и их значения приведены в таблице 1.

Технические характеристики.

Наименование параметра Характеристики
Сталь Ствольная 50А
Калибр 12 16 20 28 32
Диаметр канала, мм 18,2 17,0 15,5 14,0 12,5
Дульное сужение, мм 0,5-1 0,25-0,5
Длина патронника, мм 70 70 70 70 70
Внутреннее покрытие Канал и патронник хромированы
Вес ружья не более, кг 2,8 2,6 2,6 2,6 2,6
Материал ложи Бук, берёза, пластмасса

Пристрелка на кучность: дистанция 35 метров, мишень круг 750 мм.

Перечень деталей: 1 — ствол, 2 — рычаг запирания, 3 — пружина рычага, 4 — боек, 5 — пружина бойка, 6 — курок, 7 — толкатель, 8 — пружина боевая, 9 — спусковой крючок, 10 — пружина крючка спускового, 11 — личинка, 12 —винт скобы, 13 — винт личинки, 14 — скоба.

Историческая справка

Впервые модель ружья ИЖ изготовили на ИЖМЕХе в первые годы после войны, и выпускали вплоть до 1970 года. Существует мнение, что ИЖ-17 и ИЖ-49 были сделаны по чертежам «Зауэра», привезенным из Германии.

Но даже если так, Пугачеву (главному инженеру «Ижмаша») удалось изменить их настолько, что оружие перестало походить на прототип и обзавелось рядом конструктивных особенностей. В первые же месяцы после выхода ружье стало пользоваться огромным спросом среди простого народа.

В дальнейшем производитель занимался поддержкой выпущенной модели путем разработки различных модификаций. За почти 27 лет после выхода компания смогла выпустить модели практически всех известных калибров, а также оснастить ствол механизмом запирания. Также выпускались штучные варианты, отличающиеся резными фресками и золотыми или серебренными вставками.

Ружье выпускалось вплоть до 70-х годов, пока его не сменили другие модели. За все время было выпущено около 70 тысяч экземпляров.

Дизайн и маркировка

Ружейный приклад ИЖ-58, 16 калибр. Как и цевьё, приклад изготовлен из берёзы, а в экспортных вариантах — из бука. Для эксклюзивных охотничьих ружей вставлялась ореховая ложа с оригинальной высокохудожественной инкрустацией. Такой дизайн охотничьего оружия особенно нравился членам Советского правительства и их западным коллегам, которых было принято одаривать этими эксклюзивными моделями.

При разборке ИЖ-58 модель делится на три составляющих: цевьё, стволы и колодка с прикладом. Клеймо производителя набивается на ствольной муфте, где указывается дата сборки, серийный номер ружья, допускаемое давление в патроннике, а также фирменный знак ИжМЕХа.

Отзывы о ИЖ-17

Модели ИЖ-17 выполненные по индивидуальному заказу, имеют наивысшую кучность боя. Отделка деталей выполнена улучшенным способом, ружье имеет художественную гравировку. Для ложа используют в основном орех, в более редких случаях – бук. Отладка механизмов проводится с большей точностью, нежели в серийных выпусках. ИЖ-17 индивидуального образца приятно ложится в руку, очень изящно выглядит. Бывалые охотники отмечают в таких ружьях некую охотничью эстетику. Если имеется желание поупражняться с оружием старой школы, то лучшего варианта чем охотничья одностволка ИЖ-17 не отыскать. С середины прошлого столетия оружие было настолько распространенным, что и ныне не составит больших хлопот отыскать для требуемого ремонта необходимые запчасти. В 60-х годах ХХ века ИЖ-17 являлся эталоном охотничьего ружья.

Ружье ИЖ-17 видео стрельбы

Предыдущая запись Порода Ирландский волкодав

Следующая запись Ружье ИЖ 5

Закат истории

Все три модели Ижевского завода – 54, 57, 26 – были тремя модификациями одного ружья, поэтому их принято считать одним целым. И множество их деталей по своей конструкции просто были аналогичны друг другу.

Однако уже ИЖ-58 стало абсолютно новым ружьем, открыв другую историю Ижевского производителя.

Изначально 58 модель, которую могли позволить себе небогатые охотники, проектировалась как более дешевый вариант ружья ИЖ-54, цена на которое была довольно высока. Но произошло непредвиденное: ИЖ-58 полностью вытеснил из производства модель 54. История великого ружья закончилась в 1969 году. Поставила точку в этой великой повести более дешевая модель ИЖ-58.

Варианты исполнения

Ружье ИЖ-54 производился в следующих вариантах:

  • Рядовое исполнение – буковая или ореховая ложа, штампованный рисунок “под гравировку” на колодке и немного ручной гравировки, цена 90 руб; Улучшенное (штучное) исполнение – рисунок гравировался вручную, сборка более тщательная, цена 120 руб;
  • Сувенирное (подарочное) исполнение – ручной сборки и с различными вариантами украшения, цена 170-220 руб. и более.

Кроме этих вариантов, в каталоге “Охотничье и спортивное огнестрельное оружие” 1958-го года издания упоминаются разные степени “штучности”.

Ружье ИЖ-54 выпускается также в штучном исполнении:

  • ИЖ-54-Ш1 имеет хорошую кучность боя, улучшенную отделку и гравировку. Затыльник и розетка оттенены цветным кантом.
  • ИЖ-54-Ш обладает повышенной кучностью боя, улучшенной отделкой деталей и отладкой механизмов. Украшено разнообразными орнаментами, фигурами животных и птиц. Детали ударно-спускового механизма хромированы. Ложа и цевье изготовляются из лучших сортов ореха. Затыльник и розетка оттенены цветным кантом.
  • ИЖ-54-Ш2 отличается от ружья ИЖ-54-Ш очень высокой кучностью боя.” Штучное ружье может иметь маркировку “ИЖ-54-Ш” на колодке, но у большей части ружей нигде не нанесено даже названия модели, не то что варианта исполнения.

В 60-х годах ИЖ-54 выпускался также в экспортном исполнении. Гравировка по сравнению с улучшенными и штучными вариантами упрощена, только орнамент, без изображения животных, с большой волнистой надписью “Made in USSR” на боках колодки.

Ружья всех исполнений, кроме рядового, для улучшения баланса и посадистости имеют в прикладе вставки из свинца.

Кроме охотничьего ружья, выпускалось еще ИЖ-54 Спорт. Оно иногда комплектовалось двумя парами стволов разной длины и, судя по богатейшему оформлению, предназначалось не для стенда, а для подарков большим людям, т.к. производилось только в сувенирном исполнении по спецзаказу. В отличие от базовой модели, Ружье ИЖ-54 Спорт имело приливы на колодке, охватывающие казенную часть стволов с боков для исключения появления бокового шата, как на европейских ружьях. Вес доходил до 3.8 кг. Сведения об ИЖ-54 Спорт ограничены по причине очень малого объема производства, фактически это было оружие по индивидуальному заказу на базе узлов серийной модели, каждый экземпляр имел собственные характеристики.

История выпуска ружей ИЖ

На оружейном заводе в городе Ижевске изготавливать ружья начали ещё в середине 1884 года, правда, тогда как такового оружейного завода не было – была небольшая специализированная охотничья мастерская, которая называлась образцовой. Работали в этой мастерской лучшие ружейные мастера, более того, для того, чтобы перенять опыт иностранных коллег в такую мастерскую даже были закуплены образцы охотничьих ружей, популярных на то время.

Как только выпуск таких ружей был налажен – они тут же стали пользоваться популярностью у покупателей. И, уже в 1885 году ижевская мастерская начала принимать частные заказы на изготовление оружия для охоты всех образцов.

Так, уже с 1888 года было налажено мелкосерийное производство такого оружия, и если обратиться к заводскому прейскуранту за 1902 году, то из него становится видно, что здесь изготавливали одноствольные, дробовые, 2-х ствольные, нарезные 1-но ствольные и 2-х ствольные ружья разных калибров и моделей. Ценные же ружья в основном выпускались 2-х ствольными, курковыми, центрального боя, с богатой отделкой, гравированием и насечками из золота и серебра. Кстати,

Когда же был сформирован Советский союз, то на тот момент ижевские оружейники в основном специализировались на выпуске охотничьих ружей, которые переделывались из винтовок из одноствольных ИЖ-5. На тот период охотники имели такие ружья преимущественно 28-го или 32-го калибров, так как другие калибры изготовить на ижевской шихте не представлялось возможным. При этом, 1-но ствольные ИЖ-5 выпускались 5-ти калибров и их выпускали в таком виде вплоть до 1928 года.

Позже, в 1929 году уже были изготовлены первые образцы для 2-х ствольных ружей, и с 1936 года по 1938 год был налажен выпуск боле совершенного двуствольного ружья модели ИЖБ-36 12 калибра. До 1946 год завод в городе Ижевске также выпускал и усовершенствованную модель такого ружья.

По окончанию великой отечественной войны ижевским заводом вновь был налажен выпуск двуствольных бескурковых дробовых ружей моделей ИЖБ-46, ИЖБ-45 и ИЖ-49.

Ружья, канувшие в лету

Охотничью тропу длиной в 65 лет я в основном прошагал в обнимку с ижевскими ружьями.

Но самыми запавшими в душу и оставившими глубокий след в моей памяти были два ружья — ИЖ-54 и ИЖ-12. В данной статье мне бы хотелось рассказать о некоторых подробностях создания этого ружья, особенностях его устройства и поделиться впечатлениями об охоте с ружьем ИЖ-54-Ш2 штучного исполнения, купленного мною с рук в далеком 1961 году.

На оборудовании и технической документации, полученных из Германии в счет репарации, на ИжМехе было развернуто производство двуствольного ружья на базе модели «Зауэр» со стволами, расположенными в горизонтальной плоскости, и с внутренними курками. Ружью был присвоен индекс ИЖ-49, его выделывали преимущественно 16-го калибра, в меньшем количестве 12-го и в очень ограниченном 20-го.

В процессе производства и эксплуатации в нем были выявлены недостатки, потребовавшие переработки ружья. Эту работу успешно выполнил инженер-конструктор Л. Пугачев в соавторстве с начальником конструкторского бюро двуствольных ружей А. Климовым. Так появилось хорошо знакомое охотникам старшего поколения ружье ИЖ-54 12-го калибра с внутренними курками и горизонтально соединенными стволами, выпускавшееся с 1954-го по 1969 год.

Разновидности

На заводе производятся гладкоствольные ружья ИЖ в большом количестве вариаций моделей. В общем они отличаются количеством стволов (одно или два), а если их два, то взаимным расположением стволов (горизонтально или вертикально).

Двустволки с вертикальным расположением стволов

ИЖ-59 стал первым образцом с вертикальным расположением стволов, выпущенным в Ижевске. У них стволы еще не были спаяны, за их соединение отвечали муфты. Механизм спуска фиксируется на отдельном основании. Предохранитель был неавтоматическим, но предусмотрена возможность плавного спуска.

Логическим продолжением этого ружья стала модернизированная модель ИЖ-12, в котором стволы были спаяны, тем самым был исправлен главный недостаток предшественника, связанный с тем, что центры осыпей дроби перекрещивались. На сегодняшний день одной из самых узнаваемых «вертикалок» является ИЖ-27, выполненный на основе ИЖ-12.

Горизонтальное расположение стволов у двустволок

Первым образцом «горизонталки» стала модель ИЖ-41. В оригинальной конструкции предусмотрен универсальный механизм спуска: два крючка, каждый из которых работает на свой ствол. Этот механизм можно было легко снять, благодаря нажатию фиксирующей кнопки. Курки устанавливались раздельно, а за безопасность отвечал механизм двойного запирания стволов и автоматического предохранителя.

В последствие были выпущены модели охотничьих ружей ИЖ-52, 54, 58 и, наконец, 43. У них совершенствовались спусковой механизм, повышалась надёжность конструкции и безопасность.

Что общего между ИЖ-54 и ИЖ 58

Модели ружей имеют общие характерные особенности:

  • Компания производитель ИжМех.
  • Конструктор Пугачев.
  • Двуствольные, где горизонтальное расположение стволов, изготовленных из стали 50А.
  • Одинаковые дульные сужения с хромированными патронниками и каналами.
  • Хорошая кучность стрельбы с длительным сроком службы без деформаций и коррозий.
  • С тройным запиранием стволов.
  • Предназначены для охоты, но применялись и в спортивной стрельбе.

Когда Ижевский завод выпустил 3 модели – 26, 54 и 57 производитель сделал 3 модификации одного оружия, но по сути многие детали были одинаковыми. С чем не согласны оружейники по отношению к ИЖ -58.

Рекомендации по хранению ИЖ-54

Срок службы любого ружья зависит от условий его хранения. Чтобы ИЖ-54 прослужил долго, необходимо выполнять следующие правила:

Устройство ИЖ-54

Для изготовления стволов модели использовалась оружейная сталь 50А. Стволы подвергались тщательной термической обработке. Такая технология требовала трудовых и временных затрат — но это сказывалось на качестве. В будущем перешли на более простой и дешёвый метод изготовления стволов, из-за чего снизилось качество последующих версий ИЖ. Ствол ИЖ-54 делали методом сверления.

У экземпляров, выпущенных с 1954 по 1960 годы, стволы скреплялись твёрдым припоем пайков и межствольными планками по всей длине. В 1961 году технология скрепления была изменена: стали использовать ствольную муфту. Она была выбрана из-за лёгкости установки и более низкой цены.

Снаружи стволы хромировались, никелировались или подвергались химическому окрашиванию. Разница между тремя видами покрытия небольшая: при химическом окрашивании менее заметен эффект глянца, но влагоустойчивость у третьего варианта ниже, чем у первых двух. Его применяли для всех экземпляров 60-х годов.

В 1954 году хромирование каналов стволов не применялось, эта технология была введена только в 1955 году. Первые годы такой обработке подвергались только штучные и премиумные экземпляры, причём в паспорте ружей это не указывалось. Отметка о хромировании появилась в документации с 1958 года.

Процесс изготовления колодки был интересным: перед термической обработкой детали из малоуглеродистой стали (материал был мягким в «белом» виде) производилась подгонка всех запчастей. После обработки высокими температурами получалась крепкая и надёжная деталь. Завершался процесс цементированием — разогретый материал помещали в холодную воду без доступа к кислороду.

Технические характеристики:

Эксперименты

Основными достоинствами уже новой системы были надежность и качество исполнения. Ведь изготовлены брандтрубки были из прочного хромированного покрытия, которое не поддавалось деформации и коррозии. Однако у новой системы был и минус: очень трудное отворачивание, которое требовало применения специального инструмента. С развитием технологий предпринимались попытки устранить данный недостаток. Оружие стало выпускаться под названием ИЖ-26 и ИЖ-26Е. Эти ружья по своей конструкции взяли все самое лучшее от ИЖ-54 и 57 модели, однако главным отличием от старых модификаций стало значительное уменьшение веса ружья.

Сделано это было благодаря полной переработке механизма болта Гринера, вместо которого стала устанавливаться запирающая планка. К огромному сожалению, на ИЖ-26 очень заметна экономия на производстве. Это были первые ружья Ижевского завода, которые не отличались от своих конкурентов качеством и технологичностью. Из-за того что ружье не приобрело столь высокой популярности, как предшественники, его заменили на ИЖ-58.

Как снять приклад ружья ИЖ-54

Ружьё ИЖ-54 выпускалось полвека назад: с 1954 г. по 1969 г. Несмотря на преклонный возраст, до сих пор многие это оружие считают лучшей отечественной двустволкой. Однако время берёт своё – многие детали изнашиваются и требуют ремонта, реставрации или полной замены. Самым слабым местом являются деревянные детали. Пропитанный водонепроницаемым составом приклад из ореха служит дольше буковых и берёзовых собратьев. Но и его со временем приходится менять для ремонта или установки нового. Благо, сейчас под заказ делают отличные приклады из ореха с насечками и высококачественными пропитками.

Как снять приклад

Встреча со старым знакомым

У моего товарища Анатолия К. имеется ружье ИЖ-26, приобретенное им еще в далекие лейтенантские годы, работой частей и механизмов которого он доволен и по сей день. Но в этот выезд на открытие летне-осенней охоты по перу он часто жаловался на промахи из него и начал подозревать свою верную подругу в потере «злости».

Я предложил проверить бой ружья по 100-дольной мишени. Хотя ружье ИЖ-26 для меня особой тайны не представляло, но еще раз его с удовольствием несколько раз собрал и разобрал. Это то же самое ружье ИЖ-54 только с некоторыми изменениями и дополнениями в его устройстве. Казалось бы, ничего особенного в нем нет. Но что ни говорите, друзья мои, когда берешь в руки ружье послевоенного производства ИжМеха, такое ощущение, будто повстречался со старым знакомым. Ружье словно прилипло к рукам, а глаза ласкали обводы ружья и «обрисовка» ложи, цевья и симпатичной розетки на шейке приклада. Я давний поклонник ижевских ружей. Всегда стремился побольше о них узнать, особенно о ружьях послевоенного производства. Так как начал самостоятельно охотиться с 1949 г. и у меня появилась возможность их видеть и приобретать.

Вывод

ИЖ-54 — ружьё качественное и надёжное. Этому способствует ручная сборка и немецкие корни. О высокой надёжности говорят протоколы многочисленных заводских испытаний, проводимых в жёстких условиях. Из-за высокой надёжности ИЖ-54 пользовалось большим спросом во многих зарубежных странах: было продано более 70 тысяч экземпляров.

В наши дни популярность 54-го ижевского ружья не исчезла. Многие охотники пользуются им регулярно: используют для охоты на птицу, мелких и средних зверей. По качеству и надёжности ИЖ-54 обходит многие современные отечественные и зарубежные ружья.

image
image
image
image
image

Мотоцикл ИЖ-49 — это шедевр советского автопрома, который способен ездить по самым разным дорогам с пассажиром или без него. Самый первый образец ИЖ-49 был произведен Ижевским автомобильным заводом в 1951 году. И уже в те годы этот мотоцикл стал известен своей комфортностью и надежностью, а также возможностью ездить на нем по городу и за пределами городских дорог.

Успех мотоцикла ИЖ-49 обусловлен тем, что эта модель содержит в себе самые лучшие наработки и технологические решения с 1946 года — момента, когда был произведен первый мотоцикл ижевским заводом. Первый мотоцикл ижевского завода — ИЖ-350, он был собран под чутким руководством Германа Вебера, инженера из Германии, он был главным на немецком заводе DKW, поэтому у него серьезный опыт в создании качественных мотоциклов.

Так вот, ИЖ-350 — это предшественник мотоцикла-легенды ИЖ-49. По сути, у мотоцикла ИЖ-49 — немецкие корни, а как известно, немецкие мотоциклы отличаются своей надежностью и качеством. Но при всех этих замечательных качествах ИЖ-49, его производство было прекращено в 1956 году, потому что на смену этому мотоциклу пришел более современный аппарат.

image

История

После окончания Великой Отечественной войны из побежденной Германии в рамках репарационных соглашений были вывезены станки мотоциклетного завода Dampf Kraft Wagen (DKW). Акция была масштабной, в СССР попали целые производственные линии, и одно время советские инженеры не знали, что делать с уникальным немецким оборудованием. В конце концов было решено все технические средства направить в Ижевск, на .

Читайте также:  Мотоцикл LIFAN LF200GY-3B эндуро К сравнению В избранное

image
image

«М-62»

В 50 — 60-х годах прошлого века советская милиция активно использовала в своей работе мотоциклы с коляской «М-62», которые выпускал Ирбитский мотоциклетный завод. Четырехтактный двигатель этой машины выдавал целых 28 «лошадей».

Кстати, обычным гражданам СССР эксплуатировать «Уралы» без коляски в то время не разрешалось. Дело в том, что эти мотоциклы были довольно тяжелыми в управлении. Но милиция ездила на них и без колясок, что выглядело весьма круто.

«М-62» можно увидеть в фильме «Берегись автомобиля», особенно он был хорош в сцене погони за «двадцать первой» «Волгой», угнанной советским Робин Гудом Юрием Деточкиным.

Начало выпуска

В 1951 году запустили в серийное производство модель «Иж-49» — мотоцикл, созданный на базе немецкого прототипа. Машина в целом получилась удачной, за семь лет непрерывного выпуска она завоевала широкое признание. 49-й «Иж», мотоцикл с прекрасными характеристиками, был снят с производства в 1958 году, так как тогда уже начался выпуск мотоциклов нового поколения — «Иж-56». И вскоре последний 49-й сошел с конвейера.

Характерно то, что еще долгое время «Иж-49» доминировал на рынке. Его преемник, 56-й, успеха не имел. К тому же новый мотоцикл был неудачно сконструирован и буквально увяз в бесконечных доработках.

Ссылки

  • [www.automotomuseum.vl.ru/rus/history/moto/ij49/ Иж-49 во Владивостокском музее автомотостарины]
  • [www.izhmoto.ru/history/histmodel/history3 Мотоцикл Иж-49]
  • [www.motoizh.ru Неофициальный сайт мотоциклов Иж]
: неверное или отсутствующее изображение Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить иллюстрации.К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Характеристика мотоцикла «Иж-49»

Габаритные и весовые параметры:

  • 2120 мм — длина мотоцикла;
  • 980 мм — высота;
  • 770 мм — ширина; вес сухой — 150 кг;
  • вес полный снаряженный — 165 кг;
  • максимальная грузоподъемность — 160 кг.

Ходовые характеристики:

  • скорость максимальная, без пассажира — 90 км/ч;
  • запас хода по трассе с одной заправкой — 170-180 километров;
  • глубина преодолеваемого брода — 300 миллиметров;
  • расход горючего при движении по трассе — 4,5 л на 100 км;
  • тормозная система — барабанные механизмы на обоих колесах;
  • передняя вилка телескопическая, пружинная, с гидравлической амортизацией;
  • задняя подвеска маятниковая, пружинная, с гидравлическими амортизаторами;
  • сцепление мультидисковое, в масляной ванне;
  • трансмиссия — КПП четырехступенчатая с ножным переключением скоростей;
  • размер шин — 3,25/19″;
  • привод на заднее колесо посредством роликовой цепи при передаточном числе 2,33.

«Вятка ВП-150»

Это — не мотоцикл, но с ним связана путь не очень большая, но, все-таки, эпоха в жизни страны.

Читайте также:  Мотоцикл Vespa GTS 300 Super Sport SE 2012 обзор

В 1956 году конструкторы Вятско-Полянского машиностроительного завода совместно со специалистами Центрального Экспериментально-Конструкторского Бюро (ЦЭКБ) мотоциклостроения из Серпухова Московской области (ныне ОАО «Мотопром») начали работу над мотороллером класса 150 см³.

Времени было в обрез, опыта по созданию подобных аппаратов — никакого. Поэтому за прототип был взят итальянский мотороллер Vespa 150GS 1955 года выпуска. С него снимались мерки, по готовому мотороллеру изготавливались чертежи.

Напомним, что Vespa (итал. оса, шершень) — культовый итальянский мотороллер, который выпускается концерном Piaggio с апреля 1946 года и до сих пор. Родоначальник европейской конструкторской школы мотороллеров, первый успешный скутер в мире.

Этот аппарат был до невозможности красив, обладал тихим и плавным ходом. Им легко управляли даже женщины.

Кстати, на базе «Вятки» делали целую гамму трехколесных мотороллеров с различными кузовами. Они служили в качестве коммерческого транспорта по доставке компактных грузов — легкие, экономичные, маневренные.

Постскриптум. Практически, каждая модель, о которой мы рассказали, заслуживает отдельного исторического очерка. В данном случае мы не ставили такую цель, ограничившись беглым обзором, который, надеемся, дал некоторое представление о том, на чем ездили наши деды, отцы, а порой и мы сами.

Фото: Интернет-ресурсов

Двигатель

  • Двигатель «Иж-49» двухтактный, одноцилиндровый;
  • ход поршня — 85 мм;
  • диаметр цилиндра — 72 мм;
  • объем цилиндра — 346 куб. см;
  • степень компрессии — 5,8;
  • мощность максимальная — при 4000 об/мин 11,5 л.с.;
  • система смазки — смесь масла с горючим в пропорции 1:25 для обкатанного мотора;
  • охлаждение воздушное.

Конструкция двигателя позволяла его эксплуатацию в любых условиях: агрегат работал ровно и размеренно.

Картер мотора «Иж-49» блочный, состоит из двух продольных половин, в передней части размещается кривошипная камера с коленчатым валом, в задней секции — коробка передач. Кик-стартер и рычаг переключения передач находятся на одной оси, с левой стороны двигателя.

Модификации

За период серийного производства 49-го ИЖа на его основе был выпущен ряд модификаций:

  1. Вариант 50А — ориентирован на многодневные соревнования.
  2. Модель 50Б – кроссовый байк с форсированным «движком» до 16 «лошадок». Он получил улучшенную систему продувки, увеличенные газораспределительные фазы, повышенную компрессию. Особенности – алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой, облегченная экипажная часть.
  3. Версия 51М с основными характеристиками ИЖа-49 предназначена для шоссейных кольцевых заездов. Из новшеств – опытный силовой агрегат с картером переменного объема, для чего использовался поршневой насос в нижнем отсеке элемента.
  4. В 1955 году выпускалась обновленная линейка спортивных аналогов с рамой сварного трубчатого типа и маятниковой подвеской заднего колеса. Первым представителем стала модификация ИЖ-54 с мотором силой 20 лошадиных сил (для шоссейных и кольцевых гонок).
  5. Серия под индексом 55 ориентирована на кроссовые и многодневные заезды. Силовой агрегат «прокачан» до 18 лошадиных сил, обладает увеличенным диаметром проходного сечения и повышенной компрессией, наряду с модернизацией продувочной системы. Ходовая часть практически не отличается от штатной модели. Существенное внимание разработчики уделили очистке воздуха, защите карбюратора и узла зажигания от влаги. Воздушная смесь в камеру сгорания попадает через специальный приемный отсек, находящийся в задней части бензобака. Выпускные патрубки подняты вверх, зажигание осуществлялось от магнето, расположенного в герметичном алюминиевом корпусе. Техника оснащена специальными кроссовыми шинами с глубоким узором протектора и гоночной подушкой на заднем щитке.

Ходовая часть

Телескопическая вилка совмещается с защитным щитком, который обычно называют крылом, там же монтируется трос спидометра и привод переднего тормоза. В верхней части руля размещена параболическая фара со встроенным замком зажигания и спидометром. Там же находятся две лампочки, красная и зеленая, реагирующие на изменения в электросети. «Иж-49» — мотоцикл, не нуждающийся в аккумуляторе, вся схема может работать от магнето.

Ход руля возможен в пределах 35 градусов как влево, так и вправо. Рулевая штанга регулируется по высоте и закрепляется с учетом роста мотоциклиста. На правой боковине бензобака смонтирован рычаг ручного переключения скоростей, дублирующий ножное. Оба способа смены передач равноценны, водитель мотоцикла выбирает наиболее удобный для себя.

Читайте также:  Ложка дегтя: обзор скутера Gilera Runner VXR 200сс 2006

Jawa 360

Едва ли не предел мечтаний советского моторизованного человека — чешский аппарат Jawa. Дружественная страна позаботилась о том, чтобы в СССР на этой красавице ездил каждый третий мотоциклист — всего в страну было поставлено более миллиона «Явы» различных моделей и версий.

Производство новой серии мотоциклов «Ява» моделей 250–623 и 350–633, отличавшихся оригинальным дизайном, началось в 1970 году. Мотоциклы имели хребтовую раму и двигатель с раздельной системой смазки. В 1973-м в серию запустили модель «Ява 350–634» с дуплексной закрытой рамой и новым мотором. Производство мотоциклов с объёмом двигателя 250 см³ прекратилось.

После модернизации в 1984 г. модель получила индекс 638 и с небольшими изменениями продолжает выпускаться до сих пор.

Многие ранние экземпляры мотоцикла и сейчас еще живы, особенно ценятся те, что с боковой коляской из стекловолокна.

Сиденья

Поскольку 49-й «Иж» — мотоцикл не скоростной, его сиденья спроектированы для комфортной езды, площадь седла довольно большая, поверхность рифленая, с хорошими амортизационными свойствами, под пластиной смонтированы пружины, которые принимают нагрузку и значительно смягчают тряску. На некоторых мотоциклах заднее пассажирское сиденье такой же формы и с такими же параметрами, но меньше по размерам. На других экземплярах устанавливаются обычные поролоновые подушки, обтянутые плотной тканью.

Некоторые владельцы модернизируют заднее сиденье по вкусу своих постоянных пассажиров, чтобы друзьям и родственникам было комфортно. Для ребенка, который регулярно ездит на заднем сиденье, необходимо сделать спинку, примерно такую же, как у стула, но она должна быть прочнее. Материалом может послужить металлический пруток сечением 8-10 миллиметров. Несколько стоек привариваются к основанию, а по верху создается горизонтальная связка, которая будет играть роль опоры.

Разумеется, импровизированное детское сиденье должно быть съемным, чтобы при необходимости на пассажирское место мог сесть взрослый. Вариантов обустройства задней части может быть множество, все зависит от творческого подхода владельца.

«Восход»

В 1957 году в городе Ковров Владимирской области начали выпускать мотоциклы «Восход». Очень неприхотливые, с одноцилиндровым двигателем объемом 173,7 «кубика», они пришлись по душе моторизованной публике.

К тому же, завод имени Дягтерёва постоянно модернизировал эту модель, выпуская версии «Восход-2», «Восход-3, «Восход-3 М». Последним мотоциклом «Восход» стала модель «3 М-01» с двигателем мощностью 15 лошадиных сил.

Внешне «Восходы» уступали «Ижам», но благодаря своей надежности, они стали незаменимым на селе. И по сей день в российских деревнях можно встретить «Восход». И не просто встретить, а прокатиться.

Раритетная ценность

Мотоцикл «Иж-49» (фото, представленые на странице, демонстрируют его во всей красе) — достаточно элегантная машина из далекого прошлого, и она может украсить любую коллекцию автомототехники. Модель практически отсутствует на рынке. Если удается найти экземпляр, то чаще всего он восстановлению не подлежит. Мотоцикл «Иж-49», цена которого сегодня доходит до трех тысяч долларов, является мечтой многих ценителей двухколесных раритетов.

Тюнинг в большинстве случаев к «Иж-49» не применяется, так как это машина такого класса, когда лучше восстановить мотоцикл, чем видоизменять его в угоду фантазии владельца. Лучшей наградой хозяину будет талантливо отреставрированный мотоцикл «Иж-49». Фото машины, получившей вторую жизнь, станут памятью для потомков.

Примечания

  1. С. Ю. Иваницкий, М. А. Поздняков, В. В. Рогожин. Советские мотоциклы. — Москва: Машгиз, 1954. — 174 с. — 50 000 экз.
  2. Б.Ф.Демченко, Г.С.Микрюков. Мотоциклы с маркой Иж. — Москва: ДОСААФ СССР, 1982. — 160 с.
  3. Сколько и каких Ижей // «За рулём» : журнал. — 1986. — № 10. — С. 8.
  4. Под ред. Питомец Л. А. Краткое описание и инструкция по уходу за мотоциклом Иж-49. — г. Ижевск: Ижевский машиностроительный завод, 1951.
  5. Г.И.Кукушкин, И.Г.Зотов, А.Н.Силкин. Мотоциклетный спорт. — Москва: Физкультура и спорт, 1954.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий