Правила передвижения по льду 25

Перед началом движения одиночных автомобилей по льду необходимо тщательно разведать ледяную переправу и определить на ней наиболее удобное направление движения, а также удобные места на берегах для съезда и выезда на лед. Въезжать на лед следует плавно, без разгона, желательно на одной из низших передач.

У автомобилей, имеющих систему регулирования давления воздуха в шинах, рекомендуется во избежание буксования и для снижения удельного давления на лед снизить величину давления воздуха в шинах на 15—20%.

Скорость движения по льду должна быть по возможности постоянной, не превышающей 10—15 км/ч. Обе двери кабины должны быть открыты, а люди, кроме водителя, должны выйти из автомобиля. Дистанция между автомобилями при движении должна быть 50—70 м.

Движение автомобилей по льду разрешается только в один ряд и в одном направлении. Переправа автомобилей по льду во встречном направлении должна быть удалена от основной не менее чем на 75—100 м.

В случае появления на льду трещин, не превышающих 2—3 см в ширину и 50—70 см в длину, а также заметных прогибов льда, необходимо плавно увеличивать скорость движения, не допуская при этом даже кратковременной остановки автомобиля.

В случае переправы по непрочному льду водитель должен заблаговременно принять меры по обеспечению безопасного движения автомобиля. Для этого рекомендуется имеющийся буксирный трос одним концом закрепить за крюк движущегося по льду автомобиля, а другим — за крюк стоящего на, берегу автомобиля или автомобиля-тягача. Весной при начавшемся разрушении льда, а также осенью три недостаточной его прочности переправа по льду запрещается.

Наледи — слоистые наросты льда. На суше они образуются при замерзании выходящей на поверхность земли воды, в русле реки — из воды, выходящей из-под льда.

При вождении автомобилей по наледям необходимо учитывать, что толщина ее обычно не превышает 250—300 мм, хотя температура воздуха — минус 45—55° С. Верхний слой наледныж вод замораживается, прочность образованного льда недостаточна, и он легко ломается при движении автомобиля. Обычно в районе образования наледей возникает туман, ухудшающий видимость.

Перед началом движения по наледям следует включить передний ведущий мост и для предупреждения буксования надеть мелкозвенчатые цепи противоскольжения. Двигаться надо по возможности безостановочно на одной из высших передач (третьей или четвертой). Чтобы предотвратить проваливание колес в наледь, не рекомендуется двигаться по колее идущего впереди автомобиля.

Направление движения каждого автомобиля должно быть параллельно колее идущего впереди с интервалом в 5—10 м в зависимости от условий видимости и прочности наледи. При движении по наледям в пространство между тормозными барабанами и колодками может попасть вода. При кратковременной остановке автомобиля сразу после прохождения наледи вода в тормозных барабанах может замерзнуть, приморозив тормозные колодки к барабану. Поэтому останавливать автомобиль сразу же после прохождения наледей нельзя. Для удаления из тормозных барабанов воды необходимо при движении автомобиля несколько раз притормаживать его, в результате чего колодки и барабаны нагреваются и вода испаряется.

Застрявший в наледи автомобиль необходимо вытаскивать немедленно в направлении, обратном движению. Использовать имеющиеся на автомобиле средства самовытаскивания не рекомендуется: водитель может обморозиться.

Одним из средств борьбы с наледями, особенно с временными, т. е. возникающими только при резком снижении температур воздуха, является заблаговременное создание мерзлотного пояса и водозаградительного снежного вала.

image

Тонкий лед – частая причина гибели рыбаков, детей или просто любопытных людей, которые захотели полюбоваться зимними видами реки. Чтобы избежать неприятной ситуации и обморожения, нужно придерживаться определенных правил поведения на льду.

Они помогут определить, по какому покрытию можно ступать, а какой лед потенциально опасный. Особенно внимательным нужно быть, если с вами на прогулке есть дети. Они особенно легкомысленные, и по незнанию могут провалиться в ледяную воду. Эта статья поможет выработать правильную модель поведения и избежать неприятных ситуаций.

Главные правила поведения на льду

Есть универсальные правила поведения на льду, актуальные как зимой, так и ранней весной, когда температура повышается, и лед постепенно начинает таять (рисунок 1).

image
Рисунок 1. Соблюдение простых правил — гарантия вашей безопасности

Во-первых, никогда не выходите на обледенелую реку в одиночестве, и никогда не оставляйте без присмотра детей. В то же время также нельзя собираться группой в несколько человек на одном небольшом участке. Лед может просто не выдержать такой тяжести и провалится.

Во-вторых, никогда не переходите реку по льду ночью или в условиях плохой видимости, например, во время сильного дождя или снега. Такие погодные условия помешают определить подходящие участки для ходьбы.

Ни в коем случае нельзя выходить на лед в состоянии алкогольного опьянения, так как в экстремальной ситуации такой человек просто не сможет помочь себе.

Также следует помнить, что ни в коем случае нельзя совершать на льду резкие движения или проверять толщину и прочность наста ударами ног. Если же покрытие начало трескаться или прогибаться, лучше не рисковать и сразу вернуться на берег.

В осенне-зимний период

Осенью, когда водоемы только начинают замерзать, и весной, во время таяния льдов, перемещение по такому покрову особенно опасно.

В целом, в осенний период лучше вовсе избегать обледеневших водоемов. Они пока покрыты слишком тонким слоем льда, а вода подмывает его нижний слой, и веса одного взрослого человека будет достаточно, чтобы лед провалился.

Читайте также: Первая помощь при утоплении

Если у вас все же появилась серьезная необходимость перейти реку или озеро, а лед под тяжестью тела начал растрескиваться, нужно придерживаться одного важного правила. Перемещаться следует скользящими шагами, не отрывая ступней от поверхности. При этом ноги нужно расставить на ширину плеч. Так нагрузка вашего тела распределится на большую площадь, и даже не слишком толстый и прочный лед сможет выдержать вес.

Весной

Весенний лед считается самым опасным, так как его толщина уменьшается неравномерно, и найти подталины можно не только у берега, но и на середине реки (рисунок 2).

Самым безопасным считается прозрачный лед, толщина которого составляет 7-10 см. Как правило, он встречается только в начале зимы.

Перемещаясь по обледеневшему водоему весной, нужно быть особенно внимательным и ступать только на те участки, где лед визуально выглядит крепким. При этом не следует забывать и об основных правилах поведения: не выходить на лед одному, не оставлять без присмотра детей и не скапливаться большими группами.

Рисунок 2. Весна — самое опасное время для прогулок по обледеневшим водоемам

Если вы передвигаетесь группой, расстояние между отдельными участниками должно составлять 5-6 метров. Также следует помнить, что нельзя идти, засунув руки в карманы, или с тяжелым рюкзаком за плечами. Это увеличивает ваш вес, и тонкий весенний лед может провалиться. Любые тяжести лучше перемещать волоком, причем не привязывая к себе.

Признаки безопасного льда

Чтобы перемещение по весеннему льду или замерзшему водоему зимой было безопасным, нужно научиться определять прочный лед, подходящий для ходьбы (рисунок 3).

Самым безопасным считается лед, толщиной 10 см. Но это правило касается только пресных водоемов. На соленых толщина должна составлять 15 см. При этом важно, чтобы температура воздуха в последние три дня не поднималась выше ноля.

Если вы собираетесь переправляться на обычном легковом автомобиле, толщина ледового покрова должна составлять минимум 30 см, а для внедорожника – 35 см.

Следует помнить, что во время оттепели, то есть, когда температура от ноля и выше держится дольше трех дней, прочность льда снижается примерно на 25%.

Прочность льда помогут определить и такие признаки:

  1. Водоемы с быстрым течением, подводными ключами и местом сброса сточных вод никогда не покрываются толстым льдом.
  2. Рядом с водной растительностью (например, камышами) или вмерзшими предметами, вроде палок или коряг, лед всегда тоньше.
  3. Не стоит наступать на лед, в который вмерзли большие пузыри воздуха. Также не стоит идти по льду, покрытому трещинами, или настилу, который отделен от основной массы замерзшего водоема одной большой трещиной.
  4. Помните, что цвет льда тоже играет важную роль. Чем он темнее, тем больше солнечных лучей он притягивает, а значит, начнет быстрее таять
Рисунок 3. Безопасность покрытия определяется его толщиной и цветом

Опытные рыбаки и туристы рекомендуют ориентироваться не только на звук и окружающие признаки, но и на цвет покрытия. Самым надежным считается голубой лед. Белый, в сравнении с голубым, обладает уменьшенной прочностью (примерно в два раза).

Самым опасным считается матовый белый или белый с желтоватым оттенком лед. Даже если внешне он прочный, не стоит на него наступать. На самом деле такое покрытие рыхлое и может провалиться даже без предварительного потрескивания.

Какой лед опасен

Памятка и правила поведения на льду были бы неполными без описания тонкого опасного льда, по которому не стоит идти. Конечно, он встречается преимущественно весной, но не стоит исключать опасности и в зимнее время, когда наступает продолжительная оттепель (рисунок 4).

Рисунок 4. Потенциально опасные водоемы лучше обходить стороной

Перед тем, как ступить на обледеневшую реку, желательно оценить ее поверхность визуально. Если лед прозрачный и имеет голубой или зеленоватый оттенок, по нему можно смело перемещаться. Также следует помнить, что толщина и прочность покрова всегда выше на открытом бесснежном пространстве.

Читайте также: Первая помощь при остановке сердца

Если же говорить о потенциально опасном льду, то таковым считается:

  1. Молочно-мутный или серый: обычно он покрыт промоинами и порами. Если наступить на него, он практически сразу провалится, причем без предварительного потрескивания.
  2. Покрытый свежим снегом: недавно выпавший снег вообще очень опасен. В первую очередь он маскирует прорубленные рыбаками полыньи. Кроме того, под толстым слоем снега рост ледяного покрова сильно замедляется.
  3. Рядом с водной растительностью: стоит обходить стороной заросли камышей, тростинка или других растений. В этих местах лед всегда тонкий, а глубина водоема может быть весьма внушительной, но даже на мелководье попасть в ледяную реку в мороз чревато серьезными последствиями.

Визуальный критерий – далеко не единственный способ проверки надежности льда. Чтобы тестирование толщины ледяного покрова не стало губительным, рассмотрим этот нюанс более детально.

Порядок проверки надежности

Самое главное правило безопасности – никогда не проверяйте надежность льда ударами ноги, палки или хоккейной клюшки. Такое точечное воздействие может привести к растрескиванию большой площади ледяного поля.

Сложнее всего передвигаться на весеннем льду. Он не только прогревается солнцем, но и подтапливается водой снизу. Поэтому, если вы не уверены в прочности покрытия, лучше обойти водоем стороной.

Перед тем, как ступить на обледеневшую реку, осмотрите ее. Если берег густо зарос камышами, а в лед вмерзли коряги или стволы деревьев, на лед лучше не выходить. Аналогичное требование касается водоемов, в которые впадают бытовые или промышленные сточные воды.

Правила безопасности на льду для детей

Для детей особенно важно рассказать правила безопасного поведения на льду. Ввиду своей неопытности, малыши могут не знать, по какому льду можно ходить, а какой потенциально опасен (рисунок 5).

Детей ни в коем случае нельзя отпускать на обледеневший водоем самих. Но, к сожалению, школьники часто не говорят родителям, куда они ходят после школы, а проконтролировать ребенка не всегда возможно. Чтобы ваш ребенок был надежно защищен от неприятной ситуации, его нужно обязательно ознакомить с правилами безопасности.

В первую очередь нужно рассказать детям, что самую большую опасность представляет первый лед, который образуется при первых морозах. Чтобы выход на лед был безопасным, его толщина должна составлять минимум 7 см, а на естественных катках с большим скоплением людей – 25 см.

Рисунок 5. Детей ни в коем случае нельзя оставлять без присмотра

Также следует помнить, что расстояние на льду между детьми должно составлять не меньше трех метров. Кроме того, на замерзший водоем ни в коем случае нельзя выходить одному, как и проверять прочность покрытия ногой, палкой или брошенным рюкзаком.

Но главное, что нужно внушить детям – это чувство потенциальной опасности. Если на льду появилась вода, трещины или явно слышен звук потрескивания, нужно сразу же вернутся назад. Двигаться нужно именно в обратном направлении, так как этот путь уже проверен и лед там гарантированно прочный. Но все же гораздо лучше строго запретить детям выходить на обледеневшую реку без взрослых.

Номер службы экстренной помощи

Если человек провалился под лед, действовать нужно незамедлительно. Всего 10-15 минут пребывания в холодной воде могут оказаться смертельными. Конечно, если человека удалось извлечь из воды, нужно сразу же позвонить в скорую помощь. Это – главный экстренный номер для таких ситуаций.

Но, если вы провалились под лед сами, или заметили человека, с которым произошло подобное, действовать нужно слаженно и сразу (рисунок 6).

Выработать правильную модель поведения поможет специальная памятка:

  1. Если под лед провалились вы сами, постарайтесь приложить все силы, чтобы не паниковать. Ваша главная цель – приложить все усилия для того, чтобы не уйти под лед. Поэтому нужно сразу отбросить все лишние вещи и предметы, которые могут утянуть вас вниз.
  2. Двигаться нужно максимально медленно, но слаженно, так как резкие движения способствуют потере тепла. Чтобы не уйти под воду с головой, раскиньте руки в стороны и постарайтесь уцепиться за кромку льда.
  3. Выбираться из воды нужно с той стороны, с которой вы пришли. Упирайтесь в лед локтями, ключами или ножом, помогайте себе ногами.
  4. Выбравшись на поверхность, не старайтесь сразу встать на ноги. Нужно откатиться от кромки полыньи.
Рисунок 6. Если провалился в полынью, нужно уцепиться за ее край и постараться выбраться

Если выбраться самостоятельно не получилось, но помощь спасателей уже близко, нужно постараться выровнять дыхание и держаться ближе к кромке полыньи, а после прибытия спасателей – четко выполнять их команды.

Особенности зимней рыбалки

Любителям зимней рыбалки особенно важно знать, как действовать в ситуации, когда кто-то провалился под лед. Довольно часто рыбаки, рискуя жизнью ради улова, находятся на льду весной, что особенно рискованно (рисунок 7).

Рисунок 7. Тянуть человека из полыньи нужно не рукой, а веревкой или шарфом

Если находящийся рядом рыбак резко провалился в полынью, действовать нужно быстро:

  1. Из шарфов, веревок или других аналогичных предметов нужно связать спасательный конец с поплавком и петлей на конце. Его бросают потерпевшему, и он должен обвязать свое тело или руки, чтобы его было проще вытащить из воды.
  2. Если веревки или ее заменителя нет, можно протянуть пострадавшему ремень, длинную палку, лыжи или даже санки. Сгодится любое подручное средство. Главное, не приближаться к полынье слишком близко. Лучше лечь на лед и бросить предмет в полынью, придерживая его одной рукой.
  3. В процессе нужно обязательно звать на помощь, а свидетелям происшествия лучше сразу вызвать скорую и спасателей.
  4. Пострадавшего нельзя тянуть за руку. Не исключено, что он находится в панике, и может просто увлечь вас под лед за собой. Тянуть нужно именно за веревку или заменяющий ее предмет, пока человек не окажется на поверхности.

Не стоит слишком интенсивно разогревать пострадавшего. Лучше переодеть его в сухую одежду и согревать сухим теплом.

Больше детальных инструкций о поведении на льду приведено в видео.

Поделиться Рекомендуем к прочтению:

Содержание

1. ОТ СОСТАВИТЕЛЯ2. 1. СНАРЯЖЕНИЕ ГОРНОГО ТУРИСТА3. 1.1. ОБУВЬ, ОДЕЖДА И ЛИЧНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ ГОРНОГО ТУРИСТА4. Одежда альпинистов и горных туристов5. Спальные мешки и рюкзаки альпинистов6. Защитные очки7. Современная веревка для альпиниста8. Грудная обвязка или альпинистский страховочный пояс9. Ледоруб альпинистов10. Кошки альпинистов11. Карабин для альпинистов12. Скальные крючья для альпинистов13. Скальные молоток для альпинистов14. Лесенки для альпинистов15. Хранение металлического инвентаря альпинистов16. 1.3. БИВУАЧНОЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ АЛЬПИНИСТОВ17. Подстилка-постель для альпинистов18. Примуса и горелки для альпинистов19. Лопаты, пилы и посуда для альпинистов20. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВКИ АЛЬПИНИСТОВ21. Самостраховка страхующего альпиниста22. Приемы самозадержания альпинистов23. Взаимная страховка альпинистов24. Задержание при страховке альпинистов25. Способы взаимной страховки альпинистов26. Крючьевая страховка альпинистов27. Страховка альпинистов через ледоруб28. Основные правила страховки альпинистов29. Движение альпинистов по перилам30. Скорость движения и страховка альпинистов31. Совершенствования способов взаимной страховки альпинистов — часть 132. Совершенствования способов взаимной страховки альпинистов — часть 233. Способы устройства надежных точек закрепления на различных формах горногорельефа34. Совершенствования способов взаимной страховки альпинистов — часть 435. 3. ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ГОРНЫХ ПОХОДАХ36. 3.1. ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО ГОРНЫМ ТРАВЯНИСТЫМ СКЛОНАМ37. 3.2. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО ГОРНЫМ ОСЫПЯМ38. ДВИЖЕНИЕ ПО ГОРНОЙ СРЕДНЕЙ ОСЫПИ39. 3.3. ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО СКАЛАМ40. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО СКАЛАМ41. Положение тела при свободном лазании по скалам42. Внешнее лазание по скалам43. Внутреннее лазание по скалам44. Искусственное лазание по скалам45. Работа с лесенками при лазании в скалах46. ТЕХНИКА СПУСКОВ В СКАЛАХ47. 3.4. ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО СНЕГУ И ФИРНУ В ГОРАХ48. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО СНЕГУ В ГОРАХ49. ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО СНЕЖНЫМ СКЛОНАМ В ГОРАХ50. 3.5. ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЬДУ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО ЛЬДУВ ГОРАХ51. ДВИЖЕНИЕ НА КОШКАХ В ГОРАХ52. ВЫРУБАНИЕ СТУПЕНЕЙ ПРИ ДВИЖЕНИИ В ГОРАХ53. 3.6. ТЕХНИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАКРЫТЫХ ЛЕДНИКОВ В ГОРАХ54. ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗОК ПРИ ДВИЖЕНИИ В ГОРАХ55. ПОДЪЕМ ПОСТРАДАВШЕГО ИЗ ТРЕЩИНЫ В ГОРАХ56. 3.7. ТЕХНИКА ПЕРЕПРАВ ЧЕРЕЗ ГОРНЫЕ РЕКИ57. ПЕРЕПРАВА ВБРОД В ГОРАХ58. Переправа над водой в горах59. 3.8. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ В ГОРНОМ ПОХОДЕ60. 3.9. ОРГАНИЗАЦИЯ И УСТРОЙСТВО БИВУАКОВ В ГОРНОМ ПОХОДЕ61. Устройство бивуака в горном походе62. УСТРОЙСТВО ПЕЩЕРЫ В ГОРНОМ ПОХОДЕ63. 3.10. ОБРАЩЕНИЕ С ВЕРЕВКОЙ И ВЯЗКА УЗЛОВ В ГОРНОМ ПОХОДЕ64. 4. ТАКТИКА ГОРНОГО ПОХОДА65. 4.2. ПОСТРОЕНИЕ МАРШРУТА ГОРНОГО ПОХОДА66. Схема маршрута горного похода67. Вопросы акклиматизации в горном походе68. Планирование горного похода69. 4.3. СОСТАВЛЕНИЕ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА ГОРНОГО ПОХОДА70. 4.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ НА МАРШРУТЕ ГОРНОГО ПОХОДА71. Тактика горных подходов72. Планирование ходового дня горного похода73. 4.5. ТАКТИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ СВЯЗОК В ГОРНОМ ПОХОДЕ74. 4.6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГОРНОГО ПОХОДА75. 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ГОРНЫХ ТУРИСТОВ76. 5.1. ПОДГОТОВКА ГОРНЫХ ТУРИСТОВ ПО I ЭТАПУ77. 5.2. ПОДГОТОВКА ГОРНЫХ ТУРИСТОВ ПО II ЭТАПУ78. 5.3. ПОДГОТОВКА ГОРНЫХ ТУРИСТОВ ПО III ЭТАПУ79. 5.4. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ГОРНЫХ ТУРИСТОВ80. ПОДГОТОВКА УЧЕБНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ГОРНЫХ ТУРИСТОВ81. Планирование распорядка дня горных туристов в учебном лагере82. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИИ ДЛЯ ГОРНЫХТУРИСТОВ83. Проведение занятий для горных туристов84. Подготовка инструктора к занятию для горных туристов85. План-конспект проведения практических занятий для горных туристов86. ПОДГОТОВКА УЧАСТНИКОВ ГОРНОГО ПОХОДА87. Радиальный поход для горных туристов88. РАЗБОР ЗАНЯТИЙ С ГОРНЫМИ ТУРИСТАМИ89. ОКОНЧАНИЕ УЧЕБНОГО ЦИКЛА С ГОРНЫМИ ТУРИСТАМИ90. 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ГОРНЫМИТУРИСТАМИ91. ПРАКТИКА — ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО СКАЛАМ С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ СТРАХОВКОЙ92. ПРАКТИКА — ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО СКАЛАМ И СТРАХОВКА93. ПРАКТИКА — ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО СКАЛАМ В СВЯЗКАХ И СТРАХОВКА94. ПРАКТИКА — ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО СНЕГУ И ФИРНУ. СТРАХОВКА95. ПРАКТИКА — ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО ЛЬДУ И СТРАХОВКА96. ПРАКТИКА — ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО ТРАВЯНИСТЫМ СКЛОНАМ И ОСЫПЯМ97. ПРАКТИКА — ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕПРАВ ЧЕРЕЗ ГОРНЫЕ РЕКИ98. ПРАКТИКА — ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШЕГО В ГОРАХ ПРИ ПОМОЩИ ПОДРУЧНЫХСРЕДСТВ99. 6.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВТОРОМУ ЭТАПУ ОБУЧЕНИЯ ГОРНЫХ ТУРИСТОВ100. ПРАКТИКА — техника передвижения по скалам и страховка101. ПРАКТИКА — ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО СНЕГУ И ФИРНУ, СТРАХОВКА102. ПРАКТИКА — ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО ЛЬДУ И СТРАХОВКА103. ПРАКТИКА — ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШЕГО В ГОРАХ ПРИ ПОМОЩИ ПОДРУЧНЫХСРЕДСТВ104. ПРАКТИКА — ОРГАНИЗАЦИЯ БИВУАКА В ГОРАХ105. 6.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТРЕТЬЕМУ ЭТАПУ ОБУЧЕНИЯ ГОРНЫХ ТУРИСТОВ106. ПРАКТИКА — ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО СКАЛАМ В СВЯЗКАХ И СТРАХОВКА107. ПРАКТИКА — ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО СНЕГУ И ФИРНУ, СТРАХОВКА108. ПРАКТИКА — ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО ЛЬДУ И СТРАХОВКА109. ПРАКТИКА — ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШЕГО ПРИ ПОМОЩИ ПОДРУЧНЫХ СРЕДСТВ ВГОРАХ110. ПРАКТИКА — УСТРОЙСТВО БИВУАКА В ГОРАХ111. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА (ГОРНЫЙ ТУРИЗМ)112. ВЕС ОСНОВНЫХ ПРЕДМЕТОВ АЛЬПИНИСТСКОГО СНАРЯЖЕНИЯ113. ПЕРЕЧЕНЬ документации (чертежи и технические условия) на инвентарь иснаряжение для альпинизма и туризма114. ПУХОВАЯ КУРТКА ДЛЯ ГОРНОГО ПОХОДА115. ПУХОВЫЙ СПАЛЬНЫЙ МЕШОК — ВЫКРОЙКА

Когда заканчивается летний сезон рыбной ловли, приходит пора зимнего сезона. Зимняя рыбалка от летней почти ничем не отличается. Но есть единственная опасность — можно провалиться под лед. Поэтому нужно соблюдать технику безопасности и знать, какой должна быть толщина льда для безопасного передвижения по поверхности. Если придерживаться всех правил, то зимняя рыбалка станет еще увлекательнее, чем летняя.

Содержание

Процесс образования льда

В начале ноября водоемы и реки начинают покрываться тонкой ледяной коркой. Вода под воздействием холода кристаллизуется и создает поверхностный слой. Лед, который способен выдерживать вес человека формируется к концу ноября — в начале декабря. Но иногда из-за теплой осени ледяная корка начинает образовываться только в декабре.

Раннее появление льда возможно лишь на тех водоемах, которые располагаются в северных широтах. И уже в конце декабря по нему можно спокойно передвигаться не только пешком, но и другими способами.

К этому времени его толщина увеличивается, и он способен выдержать даже автомобиль. Процесс формирования ледяного слоя:

  • Поверхность нужной толщины образуется после формирования первичного слоя.
  • Вначале происходит кристаллообразование воды, затем образуется ледяное сало.
  • Ледяное сало набирает массу, и формирует снежные поля, после которых начинает образовываться ледяной покров.
  • На этой стадии появляется рыхлый и непрочный лед блинчатой формы, в виде льдинок, которые плавают по отдельности.
  • Затем появляется ледяная корка. Но обычно ее толщина не превышает 5 см, поэтому вес рыбака она выдержать, неспособна.
  • Сформировавшийся тонкий слой немного прочнее остальных. После него появляется молодой слой — серого цвета. Когда устанавливаются продолжительные заморозки, он постепенно светлеет и становится белого цвета. Именно такая толщина подходит для ловли рыбы.

Рыболовный сезон открыт.

Скорость нарастания ледяного слоя

Если погода тихая, а температура воздуха -1 градус, то скорость формирования льда на озерах и прудах за сутки составит 2,5 мм. Теоретически, за 24 часа при температуре воздуха -5 градусов толщина ледяного покрова станет 12,5 мм. Нарастание на больших реках и водоемах происходит по-другому. В отличие от мелководья, глубокие водные места замерзают медленнее. Прирост быстрее не становиться даже тогда, когда идет снег. От толстого слоя снега, тонкий ледяной слой слегка притапливается. На поверхности образуются мелкие трещины, через которые просачивается вода, из-за этого ледяное покрытие тает.

Скорость нарастания льда за сутки можно определить по таблице.

Температура воздуха Прирост толщины льда, см
До 10 см 10—20 см 20—40 см
-5 4 1,5 0,5
-10 6 3 1,5
-15 8 4 2
-20 9 6 3

Большие озера, места слияния рек, их изгибы, перекаты, подземные источники и канализационные сливы имеют разную толщину. Толщина льда безопасная для человека:

  • Считается, что самая допустимая и безопасная толщина — 10 сантиметров. Но человеку со средним ростом можно без опаски выходить на лед, если его толщина составляет 5—7 сантиметров.
  • Рыбака с рыболовными снастями может выдержать толщина 8 сантиметров. Для группы рыбаков лучше передвигаться по поверхности толщиной около 12 см.
  • Если отделением МЧС официально было установлено место, по которому можно перейти реку, там толщина будет выше 15 см.
  • При 30-сантиметровой толщине разрешено передвижение на автомобиле.

Проверка на прочность

Приехав на рыбалку, первое, что следует сделать, это проверить поверхность на прочность. Это очень важно! Если она окажется тонкой, лед треснет и человек провалится в воду. Проверка на прочность:

  1. Перед тем как стать на поверхность, делают его оценку. Цвет льда, который способен выдержать человека будет голубого или зеленоватого оттенка, а его поверхность абсолютно ровной, чистой и прозрачной.
  2. Первые шаги по поверхности делают аккуратно. Нужно вернуться, если пройдя небольшое расстояние, лед под ногами начал прогибаться и потрескивать. Если расстояние пройдено большое, то первое, что нужно сделать, это правильно распределить вес. Для этого ложатся раскинув ноги в стороны, и осторожно ползут к берегу.
  3. Проверить толщину можно с помощью палки или пешни, которую всегда берут с собой. Если постучать по поверхности палкой и появится характерный треск, это означает, что она очень тонкая и хрупкая. Иногда при таких действиях, вода проступает наружу.

Нужно знать, что легко провалиться в воду, если проверять прочность ударом ноги. Поэтому ни в коем случае нельзя этого делать. Определить, что поверхность непрочная и на нее нельзя выходить, можно по следующим признакам:

  • Если цвет льда желтого или серого оттенка, то по нему нельзя передвигаться. Он непрочный и может сразу провалиться. Через несколько дней, его толщина станет больше, тогда можно спокойно отправляться на рыбалку.
  • Из лунок вытекает вода.
  • Поверхность трещит или хлюпает.
  • Во время метели снег замерзает, и ледяная поверхность приобретает рыхлую, ноздреватую структуру. Нельзя выходить на этот лед, если он сформировался после первых заморозков.

Узнать прочность и толщину льда для рыбалки на крупном водоеме, сегодня можно из прогноза МЧС, которые регулярно публикуются.

Самые опасные места

Несформированный или талый лед, считается опасным. Поэтому в весенний и осенний период, когда он только начинает формироваться или наоборот, слегка подтаял, нужно быть особенно внимательным. Самые опасные места:

  • В середине реки толщина всегда меньше. Чем ближе берег, тем ледовое покрытие становится толще.
  • Лед, с сугробами или покрытый толстым снежным покровом очень опасен, так как под ним не видно, в каком состоянии он находится.
  • Если на поверхности имеются рыбацкие проруби и лунки, можно легко в них провалиться.
  • Нельзя выходить на рыбалку во время оттепелей. В этот период лед оттаивает и становится мягким и рыхлым.
  • Болотистые местности нужно обходить стороной. Так как из-за выделяемых газов, поверхность снизу подогревается и становится очень тонкой.

Способы передвижения

Чтобы не ехать по ледовому покрытию на автомобиле, некоторые рыбаки оставляют его на берегу и далее передвигаются своим ходом. Способы передвижения:

  • На лыжах. При передвижении на лыжах достаточно, чтобы толщина была не менее 8 сантиметров. Хорошо, если поверхность будет покрыта небольшим слоем снега, так как лыжи слишком скользят на чистой поверхности. Таким способом передвижения часто пользуются рыбаки, которые приезжают ловить рыбу на общественном транспорте.
  • На снегоходах. Снегоход — тяжелый транспорт и передвигаться на нем, можно в том случае, если толщина составляет более 15 сантиметров. Желательно, чтобы на поверхности лежал небольшой слой снега.
  • Ледовые переправы. Если нужно сократить расстояние между двумя точками, то можно воспользоваться узаконенными ледовыми переправами. Толщина в этих местах составляет более 30 сантиметров и по ним можно спокойно передвигаться на автомобиле.

Меры безопасности

Чтобы избежать проблем и разных неприятностей во время зимней рыбалки, нужно соблюдать ряд правил. Меры безопасности:

  • Вначале определяют прочный лед или нет, и только потом становятся на него.
  • Если есть протоптанные дорожки, то лучше идти по ним.
  • Если поверхность начала трещать, нужно сразу же вернуться.
  • Места с множеством рыбаков лучше обойти. Иначе лед может растрескаться из-за лишнего веса.
  • Нельзя выходить на зимнюю рыбалку во время сильного снегопада или дождя, а также в ночное время и при сильном тумане.
  • Чтобы обезопасить себя в случае растрескивания льда, крепление на лыжах расстегивают. Руки нельзя засовывать в петли лыжных палок. Рюкзак вешают на одно плечо.
  • Места с сильным течением обходят.
  • Если рыбаков несколько, то во время передвижения расстояние между ними должно быть не менее 5 метров.
  • Нельзя прыгать на льду и кататься на льдинах.

Рыболовные принадлежности, многослойная теплая одежда, придают рыболову лишний вес. Поэтому отправляясь на рыбалку, учитывают этот вес.

Правила поведения в ледяной воде

Иногда случается, что рыболов проваливается в воду. Рекомендации по поведению:

  • Нельзя паниковать.
  • Тяжелые вещи, которые тянут вниз, сбрасывают и зовут на помощь.
  • Если в обувь набралась вода, их снимают.
  • Чтобы не уйти на дно, нужно руками упереться в кромку льда. Но осторожно, чтобы не обломать его края.
  • Из мелкого водоема выбраться легче, достаточно оттолкнуться от дна и забраться на лед. Если водоем глубокий — то всей грудью наваливаются на лед, и по очереди вытаскивают ноги на поверхность. Затем осторожно перекатываются подальше от лунки и ползут в сторону берега.
  • Если берег близко, водоем неглубокий, а лед тонкий, то его края легко сломать. Проламывая льдину грудью, нужно медленно и осторожно продвигаться в сторону берега.
  • Вытащить рыбака из воды можно с помощью веревки или палки. Спасатель ползком продвигается к пострадавшему, бросает ему палку и вытаскивает его на поверхность.
  • Если в воду провалилось несколько рыбаков, то они выбираются на поверхность, помогая друг другу. Чтобы лед не потрескался от их веса, нельзя вставать, нужно оставаться в лежачем положении.

Чтобы не получить переохлаждение, все действия по спасению должны быть быстрыми и слаженными. На берегу с пострадавшего снимают мокрую одежду, растирают тело спиртом или водкой, дают попить горячей жидкости и вызывают скорую.

Метель, снежная кашица и гололед на дорогах приводят в нервную дрожь даже опытных водителей, а автолюбители-новички часто в такую погоду пользуются общественным транспортом.

При обучении в автошколе инструкторы не могут научить езде по заснеженным дорогам. Водитель учится сам, попадая в нестандартные ситуации.

Опытные автомобилисты дают новичкам советы, как правильно водить автомобиль по гололеду.

Правильная дистанция – гарантия безопасности

Все знают, что длина тормозного пути на скользкой автостраде увеличивается в несколько раз, но не все хотят это помнить. Зимой, выезжая на дорогу, необходимо соблюдать дистанцию.

Расстояние до автомобиля, который движется впереди, должно быть в 2 раза больше, чем в летний период. Только при такой дистанции можно безопасно затормозить, не причинив вреда впереди остановившейся или движущейся машине.

Также нужно быть предельно внимательным и по отношениям к пешеходам, переходящим дорогу или идущим по обочине.

Читайте также

image Как легко выехать, если застрял в снегу Снежная погода всегда усложняет жизнь водителям. Снегопад ухудшает видимость, а снег на дороге делает ее поверхность…

Умеренная скорость

Не следует по заснеженной дороге слишком сильно газовать. Трогаться лучше медленно и плавно.

На скользкой дороге не стоит передвигаться со скоростью больше 40-50 км/ч, потому что в другом случае существует высокий риск заноса или же машина становится неконтролируемой при торможении.

Трамвайные пути также необходимо переезжать медленно, чтобы не занесло машину.

Водители на авто с КПП в гололед держат ногу над тормозом, а не над педалью газа, как в летний период. В нестандартной ситуации нога инстинктивно опускается на педаль.

Как правильно тормозить?

Хуже гололеда может быть скользкий асфальт, присыпанный тонким слоем снега.

Шипованная резина предназначена для улучшения сцепки колес со льдом, но когда ледяная корка присыпана снегом, шипы неэффективны, потому что снег налипает на них и резина сильно скользит по асфальту.

Тормозить на такой трассе необходимо импульсивно, не допуская полной блокировки колес.

4-5 секундных нажатий на тормоз не дает срабатывать ABS, которая на ледяной корке увеличивает путь торможения машины в 2 раза.

Не следует резко давить на тормоз, чтобы избежать длительного скольжения по дороге.

Читайте также

image Какие ошибки совершают водители, когда шипы вылетают из шин Многие водители меняют зимнюю резину не из-за того, что она сильно износилась. Чаще всего причиной становится вылет…

Езда по колеям

На зимней дороге наибольшая проблема – это колея. Когда машина движется даже на небольшой скорости по колее, ее может занести.

В этих условиях водитель должен постоянно держать руки в напряжении, чтобы позволить автомобилю немного раскачиваться (уступающее руление), но контролировать скорость и положение руля.

Если на переднеприводном авто заносит заднюю часть, нужно прибавить скорость, а на заднеприводном – немного снизить, но не тормозить.

Как справиться, если машину занесло?

Очень сложно контролировать машину, которую начало крутить и уже заносить. Такие танцы машины на льду часто заканчиваются серьезными ДТП. Если авто начинает кружиться, необходимо поставить колеса ровно – это останавливает кружение.

При заносе руль держат прямо или проворачивают в сторону заноса и слегка тормозят. При торможении вес машины переместится на ее перед, и сцепление колес с асфальтом увеличивается, что поможет выровнять автомобиль.

Читайте также

image Какая зимняя резина самая худшая — советы автомеханика Чтобы максимально обезопасить себя на дороге, водитель должен подбирать автопокрышки по сезону, учитывая основные…

Проезд перекрестков

Опытные водители рекомендуют придерживаться ПДД на перекрестке, но советуют не забывать о негласном правиле ДДД – «дай дорогу дураку».

Подъезжая к перекрестку, необходимо убедиться, что нет автомобиля, который намеревается успеть перед вами. В этом случае лучше подождать, чтобы он завершил маневр и только после этого продолжить движение.

Также не стоит пытаться проехать перекресток на желтый свет светофора, потому что с поперечной стороны, также найдется любитель быстрой езды, что неизбежно приведет к столкновению.

Читайте также

image Негласное правило «через одного»: почему его важно соблюдать О взаимоуважении на дороге нужно помнить всегда. Это помогает избежать аварийных ситуаций и решает многие дорожные…

Контроль за другими участниками движения

На трассе не стоит думать только о себе – нужно контролировать движение на дороге, чтобы быть во всеоружии в нестандартной ситуации. На зимней дороге лучше не включать в салоне громкую музыку, а внимательно наблюдать и слушать звуки за окном – может кого-то заносит в вашу сторону.

Соблюдение правил вождения по скользкой и заснеженной трассе не только сохранит в целостности ваш автомобиль, но и здоровье и жизнь всех участников движения. Не пренебрегайте правилами безопасности в зимнее время.

image Будьте в курсе АВТО-новостей — подписывайтесь на канал в Яндекс.Дзене

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий