«Алтайский маугли» и геолог-отшельник. Куда и как бегут от цивилизации

Историю эту довелось мне услышать в армии от одного бойца, с которым мы вместе несли нелёгкую армейскую службу. Жил он в северных таёжных местах, в деревне, в которой практически все жители мужского пола промышляли охотой. Мужчины уходили в тайгу, в тайге стояли небольшие деревянные домики которые у охотников называются зимовья, проживая в таких зимовьях охотники били зверя, а когда сезон охоты заканчивался, они возвращались домой с мехом, мясом… Но однажды в одном таком зимовье начали умирать охотники, умирали необычно, их находили в зимовье сидящими за столом. Заходят люди в зимовье, а там три охотника сидят за столом, еда накрыта, чай в кружках, а охотники то мёртвые за столом. Начал народ побаиваться это зимовье, слухи дурные пошли, предчувствия плохие появились. И однажды мой знакомый хорошенько выпив с компанией своих друзей, решили всей компанией продолжить пьянство в этом зимовье. Они всей толпой зашли в это зимовье и начали продолжать пьянство. Было весело и шумно, всё было нормально, ночь за окном казалась нестрашной рядом с тёплой пылающей печкой. Мой знакомый подошёл к окну, и стоя спиной к окну продолжал гулянку. Как вдруг все вокруг замолчали и уставились на моего знакомого, странным и даже непонятным взглядом. Мой знакомый стал спрашивать в чём дело, но все вокруг него молчали. И тогда мой знакомый понял, что смотрят они не на него, а на что-то, что они увидели за окном, за его спиной. Странное чувство охватило его, что-то странное находиться за его спиной, но что это такое, так сильно шокировавшее многих? Весь хмель как рукой сняло моментально, и он сразу отрезвел. Нерешительно повернувшись к окну он сразу-же потерял дар речи от увиденного. За его спиной стояло странное существо высокого роста, которое подойдя к окну снаружи зимовья, просунуло свою голову в открытую форточку. Это непонятное существо смотрело в форточку внимательно оглядывая своим взглядом всех ребят. Мой знакомый присмотрелся получше и увидел, что это существо прозрачное, привидение, очень высокого роста, лицо очень сильно опухло как у человека который утонул и долгое время находясь в воде весь разбух. Это странное приведение некоторое время посмотрев в форточку на ребят, удалилось в ночную тайгу. Вся компания притихла, и уже в тишине досидев в зимовье до утра, утром как можно быстрее удалилась домой. С тех пор в это зимовье охотники не ходят, оно считается проклятым местом. Так и стоит этот деревянный дом посреди северной тайги, всё в нём есть, и посуда, и печь, одежда и многое другое, только нет к нему тропинки протоптанной людьми, заросла.

Читать страшные истории:

    Рассказы про охоту в тайге являются яркой страницей отечественной литературы. Можно сказать, что писатели, создающие такие произведения, продолжают традиции охотничьей прозы, ставшей популярной еще в девятнадцатом веке.

    image

    Со школьной скамьи всем жителям нашей страны знакомы «Записки охотника» И. Тургенева, в которых классик повествует об интересных случаях, происходивших в лесу с ним.

    Профессионалы

    Однако, кроме людей, занимающихся охотой в свободное время, в качестве хобби, есть и те, для кого добыча мяса диких зверей и птиц, а также меха является постоянным источником дохода, главным занятием в жизни.

    Такие специалисты называются охотниками-промысловиками. О них тоже написано много литературных произведений. А иногда и сами они выступают в роли авторов.

    Одним из таких писателей является Леонид Максимов, сборник рассказов которого, вышедший несколько лет назад, посвящен лесу, тайге и охоте в Красноярском крае. В этих рассказах автор, кроме занимательных случаев, происходивших с его героями, дает подробное описание жизни и быта этих бесстрашных, мужественных людей. Одним из таких персонажей является Михаил Кириллович, охотник-промысловик, которому на момент описываемых событий было немногим больше сорока лет.

    Этого потомственного охотника в селе, где он жил, все называли Кирилычем, подчеркивая уважение к его отцу. Родитель героя, Кирилл Ильич, был известным промысловиком и умер от ран, полученных в результате неожиданной встречи с медведем. Рассказ Леонида Киселева «Жизнь на охотничьем зимовье» полностью посвящен работе и тем правилам жизни в тайге, которые выработал для себя Кирилыч. Герой произведения воевал в Великую Отечественную войну, пройдя ее до последнего дня. Рассказывая об этом времени, он удивлялся, как ему удалось выжить. Михаил Кириллович приглашает рассказчика провести зиму в его доме. Автор поступает на работу в бригаду геологов, которые заняты исследованием здешних месторождений веществ, пригодных для применения в атомной промышленности. Параллельно со своей работой в бригаде автор наблюдает за жизнью Кирилыча.

    Год охотника

    В одном из своих рассказов про тайгу Максимов описывает круг занятий охотника, которые повторяются из года в год. Самое важное время для Михаила Кирилловича длится с октября по декабрь. Это так называемая «зимовка».

    image

    Она проходит следующим образом. Охотник живет в домике, стоящем на лесной опушке. Каждый день он ходит добывать зверя. Жилище зимой почти полностью заносит снегом. Поэтому понять, что здесь обитает человек, можно только по дыму из трубы, которая возвышается над сугробами. Обогревается дом при помощи печки, которая сделана из бочки из-под американского топлива. Верх ее выровнен для того, чтобы туда можно было поставить чайник с водой.

    Одежда охотника

    В этом рассказе про охоту в тайге подробно описана одежда, в которую облачается главный герой, отправляясь на промысел в лес. Особого внимания заслуживают штаны и обувь. Они сделаны из кожи лося, главным образом взятой с ног зверя. Используется именно такой материал, потому что лось в течение своей жизни много времени проводит, стоя в прохладной воде.

    Вот почему его кожа приобретает такие ценные качества, как водонепроницаемость и морозостойкость. В пищу охотник часто употребляет черемшу, поскольку этот овощ полезен для здоровья желудка.

    Добыча меха

    В охотничьих историях этого автора, и в частности в рассказе о зимовке, говорится о главном отличие охотника-любителя от профессионала. Последний должен выполнять условия подписанного им контракта, то есть сдавать определенное количество меха организации, в которой он работает. Поэтому ему ежедневно приходится добывать больше десятка беличьих шкурок и одну соболиную, а иногда даже ходить на медведя и лося.

    Охота на медведя

    Этот хищник является одним из самых опасных и злых животных на земле.

    Поэтому процесс добычи такого зверя состоит еще и в том, чтобы за несколько месяцев до начала сезона охоты изучить маршруты, по которым он обычно ходит. Определяют эти тропы, как правило, по медвежьим метками — деревьям, о которые торчит свои когти хищник.

    Верные друзья

    Для того чтобы успешно охотиться в тайге, человеку необходимы помощники. Чаще всего ими оказываются четвероногие друзья, то есть животные. Были такие соратники и у Кирилыча, главного героя рассказов Леонида Максимова.

    По словам автора произведения, охотник относился к своим питомцам как к части самого себя. Каждый раз, возвращаясь с охоты, он прежде всего заботился о том, чтобы накормить свою лошадь и собаку, а потом уже о своем пропитании. Интересна история появления каждого из названных домашних животных у Михаила Кирилловича.

    Гнедой

    Такую кличку дали лошади, появившейся в доме отца главного героя еще до Великой Отечественной войны. В те годы в Советском Союзе проводилась политика коллективизации. Участки земли, домашние животные, и многое другое, что чиновники считали излишеством, отбиралось у зажиточных людей. У семьи хотели конфисковать и Гнедого.

    Охотники бы остались без лошади, если бы юному Михаилу не пришла в голову спасительная идея. Он решил отвести коня на зимовку, находящуюся в глухой тайге. План сработал. Сотрудники специальных органов не смогли добраться до охотничьего жилища. Таким образом, лошадь была сохранена и служила Кирилычу в течение не одного десятка лет.

    Верный пес

    Рассказы про охоту в тайге Максимова содержат множество эпизодов, связанных с домашними животными. Особый интерес для читателя представляет фрагмент, в котором повествуется о том, каким образом промысловик Михаил Кириллович обзавелся собакой.

    Однажды в тайге он повстречал охотников-хантов. Их лодка вместе с необходимой провизией утонула. Кирилыч возвращался с промысла и не испытывал нужды в большом запасе продуктов питания и ружейных патронов. Поэтому он отдал и то и другое попавшим в беду людям. Представители этой народности отличаются тем, что всегда с благодарностью помнят о помощи, оказанной им. Поэтому через некоторое время эти же охотники, проходившие через заимку Кирилыча, подарили ему щенка прекрасной сибирской лайки. Этот пес, так же как и конь Гнедой, стал для него другом и помощником в нелегком деле таежных промыслов на долгие годы.

    Главный герой этого охотничьего рассказа в тот год, когда с ним на зимовке находился его младший друг, автор произведения, успешно завершил свой период охоты, как и положено, в декабре. Новый год он по традиции встречал с близкими людьми, для которых приготовил традиционные подарки — куски мяса медведя. Раннюю весну охотник посвящал иному занятию. Он изготавливал лопаты для уборки снега. С наступлением первых теплых дней он начинал охотиться на тетеревов. Делал Кирилыч это уже не при помощи ружья, а силками.

    Так называются петли из ниток, предназначающиеся для такой цели. Данной дичи удается наловить не так много.

    Автор произведения заканчивает свое повествование на невеселой ноте. Спустя некоторое время он приехал в родной поселок, но ему сказали, что Михаил Кириллович живет теперь в городе. Он пошел повидаться с ним, и эта встреча оказалась последней. Вскоре охотник умер от разрыва сердца.

    Это был последний человек в этих краях, который профессионально занимался данным промыслом.

    Тонкий психолог

    Страшные истории про тайгу тоже очень распространены в отечественной литературе, поскольку охотничий промысел неразрывно связан с риском для жизни, с неожиданными встречами с хищниками и попаданием в тяжелые для выживания условия. Об одном из таких произведений пойдет речь далее.

    Таежные рассказы Геннадия Гусаченко — явление в литературе, о самобытности и оригинальности которого говорил выдающийся писатель Виктор Астафьев. По его словам, в них продолжается традиция красочного описания природы Уссурийского края, основоположником которой был Виктор Арсеньев.

    Однако автор романа «Дерсу Узала» не рассматривал в своих книгах таких проблем, как загрязнение окружающей среды, браконьерство. Этих бедствий в его годы еще не существовало. Гусаченко же посвятил им несколько своих рассказов. Кроме рассмотрения актуальных вопросов, произведения этого автора, по словам Астафьева, ценны тем, что внутренний мир его героев раскрывается так же искусно, как и в рассказах Василия Макаровича Шукшина. Кроме того, герои Гусаченко сильно напоминают шукшинских персонажей чертами характера.

    Например, рассказ «Волчок» посвящен проблеме человеческой подлости и неблагодарности.

    Далее будет представлено краткое содержание этого произведения.

    В тайге

    Повествование ведется от первого лица. Автор рассказывает, как однажды к нему зашел его старинный знакомый, служивший егерем. Он увидел в доме принадлежности для охоты на уток и обиженно сказал, что хотел позвать друга с собой в тайгу. Ему нужна помощь в ремонте домика, в котором он живет, когда охотится зимой. Рассказчик ответил, что непременно поедет со своим товарищем. Во время остановки в одном из поселков они увидели возле магазина старую голодную собаку без передних зубов. Егерь узнал в ней пса, некогда принадлежавшего его напарнику. Он рассказал историю о том, как Волчок (так звали это животное) спас однажды жизнь своему хозяину.

    Когда они собирались с напарником на охоту, тот приобрел себе лайку. А возле дома, в будке на цепи, у него жил беспородный пес, которого тот плохо кормил и иногда даже бил.

    Когда мужчины отправились в тайгу, эта собака сорвалась с привязи и догнала их. Рассказчик решил взять пса на охоту.

    В результате породистый питомец плохо показал себя: его хозяин подстрелил лишь одну белку. Дворняжка же оказалась прекрасным помощником. Благодаря ей автор рассказа добыл несколько белок и горностая. Во время того похода в лес случилось непредвиденное, ужасное происшествие. Поэтому это произведение можно отнести к разряду страшных историй.

    На приятеля рассказчика напал медведь, который сидел в дупле дерева и вышел из своего укрытия, когда охотник ударил по стволу.

    Спасение

    Когда страшный зверь вылез из дупла, он напал на охотника. И снова породистая собака подвела. Она трусливо убежала, в то время как дворняжка Волчок отважно вцепился в шкуру неприятеля, атаковавшего его хозяина. Медведь, спасаясь от боли, причиненной собачьими зубами, убежал. Хозяин был спасен, однако псу сильно досталось от сурового хищника. Его передние зубы были выбиты.

    Егерь, нашедший знакомого пса, решил, что тот потерялся, и предложил отвезти его домой, тем более что его напарник содержал пасеку и мог угостить их свежим медом. Когда приятели приехали к хозяину собаки, тот, вопреки ожиданиям, не обрадовался тому, что его питомец и спаситель был найден. Медом он их угостил только после того, как егерь намекнул ему, что ожидает такого подарка. Прощаясь, мужчина сказал, что, так уж и быть, оставит пса у себя.

    Этот неблагодарный человек теперь, кроме пчеловодства, занимался изготовлением обуви. Егерь заказал у него унты. Мастер пообещал сделать их к следующему визиту приятеля. Так и расстались. После похода на зимовку, возвращаясь, друзья снова навестили пасечника. Он не стал приглашать их в дом на этот раз, а вынес пару новых унт на улицу. Мастер сказал, что на отделку обуви пошла и шкура Волчка. Егерь упрекнул его, сказав, что собака верно служила ему. На это неблагодарный охотник ответил, что теперь она тоже хорошо послужит в качестве обуви. Егерь не взял унты и, не попрощавшись, уехал. На такой печальной ноте заканчивается эта охотничья история.

    Шатун

    Перечисляя таежные рассказы про лес, тайгу, стоит упомянуть еще об одном авторе, многие произведения которого посвящены данной теме. Этот писатель — Иван Полковников. Один из его рассказов – «Шатун» – также посвящен встрече с таежных бурым медведем.

    Повествование и здесь ведется от первого лица. Автор рассказывает о приглашении на охоту, которое он получил от местного жителя – представителя одной из коренных народностей Уссурийского края. Он с радостью согласился поучаствовать в совместном приключении, поскольку слышал об охотничьих способностях людей этой национальности.

    Вместо знакомого охотника встречать рассказчика пришла его жена, которая совсем не говорила по-русски. Она жестом показала ему, что нужно сесть в сани. Так они отправились в дорогу к охотничьему угодью. В течение этого путешествия было сделано несколько остановок, во время которых женщина угощала автора традиционной пищей северных народов. Когда они приехали к зимовке, то, вопреки ожиданиям, знакомого там тоже не оказалось. Женщина показала гостю, где находятся необходимые для жизни и охоты запасы и уехала. Автор провел несколько дней в сомнениях: приедет кто-нибудь за ним в лесную глушь или нет. Но это время он не потратил зря: много и успешно охотился. Наконец, появился хозяин угодья.

    В обратном пути автора этого рассказа про таежных охотников тоже сопровождала только женщина. Однажды, когда та ненадолго отошла от места стоянки, на нее напал медведь. Автор вовремя подоспел и застрелил хищника. Так заканчивается этот таежный рассказ Ивана Полковникова.

    Фальшивый зверь

    Но не только повествованиями о захватывающих приключениях охотников полны рассказы про охоту в тайге. В них немало забавных эпизодов, вызывающих улыбку, а иногда и смех у читателя. Например, в одной из таежных историй классика жанра Виктора Арсеньева описывается случай, когда автор принял за тигра лежащее на лесной поляне упавшее дерево. Он долго искал встречи с таежным полосатым хищником, о котором был наслышан. И в один прекрасный день принял желаемое за действительное. В момент встречи со «зверем» у рассказчика не было с собой оружия. Поэтому ему пришлось долго сидеть в кустах, прячась от воображаемого тигра. В конце концов, мужчина увидел охотника, который, проходя через поляну, легко перешагнул через «хищника».

    Помимо представленных в этой статье рассказов, существуют и другие заслуживающие внимания произведения про приключения в тайге.

    Главная > Таёжные статьи > Избушка в тайге

    Многих из нас манит романтика таежных избушек, зимовий. Соблазнительный вид заснеженного домика, выглядывающего из таёжной глуши, с могучими кедрами и горными хребтами на заднем плане. Тусклый огонёк свечи, виднеющийся из небольшого, но аккуратного окошка избушки, магически действует на всех любителей таёжной эстетики, будь то охотники, рыбаки, туристы или егери — все мы, как хищная рыба, клюём на эти замечательные тёплые и уютные образы простой счастливой жизни в таёжной избушке. Пусть недолго, всего каких-то пару дней, но нам так хочется пожить в такой избе.

    В этой статье я хотел бы рассказать про обустройство такой избы, что она из себя представляет. Как в неё попасть и как построить, как вести себя в ней и что там можно делать. Сам я из того числа людей, кто клюёт на эти образы, и поэтому не один год уже интересуюсь таёжной жизнью. Жил в подобной избе в течение трёх недель — об этом вы можете посмотреть в моём видео о жизни в зимовье.

    Избу можно встретить на берегу рек, озёр, ручьёв, так как наличие воды для человека очень важно. Это могут быть туристические места или вовсе нехоженные, весьма отдаленные болота и горы — и близлежащие места. На многих картах обозначены избы, но далеко не все из них существуют по сей день, а также далеко не все избы обозначены на картах. Наверное, большинство избушек не обозначено.

    условные обозначения избушек на картах

    Все избушки в тайге строятся с какого-либо разрешения владельцев земли, на которой будет произведена постройка. Т.е. это либо охотхозяйство, или частное охотугодье и т.д. В противном случае такую избу могут сжечь — и труд строителей пропадёт. Могут сжечь и так, но в первом случае вероятность выше. Стало быть, у каждой избы есть свой хозяин, который следит за сохранностью избы, поддерживает её в хорошем состоянии, заготавливает дрова и т.д. В принципе, построить зимовье в тайге может любой желающий, но для этого надо договориться с лесниками, выписать у них лес для строительства или же привезти свои стройматериалы. В противном случае зимовье могут сжечь.

    Если вы наткнулись на такую избу в лесу, то вряд ли на её двери будет висеть замок — дверь будет всегда открыта, а это значит, что вы можете переночевать в ней, воспользоваться ею для своих целей. Существуют неписанные правила пользования такими избами:

    • любой путник может переночевать в избе;
    • дверь избы не закрывается;
    • переночевал в избе — приберись и оставь запас дров для другого путника, чтобы каждый следующий мог всегда разжечь огонь в печи и согреться. Бывали случаи, когда люди долго плутали по тайге, а потом натыкались на такие зимовья — и спасали себе жизнь;
    • по возможности оставь чего-нибудь съестного, не скоропортящегося, например, соли, спичек, крупы, свечку и т.д., чтобы другой путник мог быстро развести костер и спасти себе жизнь;
    • имея свои припасы, постарайся не трогать чужие, например, имея возможность насобирать дров, постарайся не жечь те, что уже лежат в избе.

    Смысл существования такой избы в глухом лесу — возможность любому путнику переночевать в комфортных условиях, согреться, приготовить пищу, выспаться. Избы строятся, как правило, для себя различными таёжными обитателями, например, охотниками. Всё в убранстве избы подстраивается под себя, но существуют некоторые универсальные критерии, например, диаметр бруса в срубе должен быть большой, от 25-30 см. Зимовье должно быть на 3-5 человек, с печкой. Не то, чтобы выполнение их обязательно — это скорее статистика, нежели правила. Каждый владелец зимовья может построить его по любым размерам и требованиям, которые он сам предъявляет к своей избе. 

    Печь и дрова

    Существует два вида печей, используемых в зимовьях. Это железная печь и кирпичная. У всех этих печей есть свои плюсы и минусы. Железная печь хороша, когда путнику нужно быстро согреться. Забрасываешь охапку дров — и уже через несколько минут она начинает отдавать тепло, согревая озябшего путника. Однако как быстро она согревается, так же быстро и остывает, поэтому топить такие печи нужно с постоянным подкладыванием дров, либо с использованием сырых дров поверх жарких углей. Однако в лютые морозы того тепла, что будут давать тлеющие сырые дрова, недостаточно, и в комнате будет всё равно прохладно. Но и переусердствовать с подкладыванием дров тоже не стоит: вы легко можете протопить дом до жаркого состояния, при котором вы просто не сможете спать и вам придётся проветривать, при этом дрова будут истрачены неэкономно.

    если ваш напарник топит до +42° — меняйте напарника!

    ухоженная избушка с кирпичной добротной печью

    Кирпичная печь топиться долго, но и долго отдаёт тепло. Всё дело в теплопроводности кирпича, которая на порядок меньше, чем теплопроводность стали. Протопить сложно, но и остудить тоже сложно. Злоупотреблять с протопкой такой печи тоже не стоит. В небольшие морозы и оттепель топить её сильно вовсе не обязательно. Приготовив ужин на ней вечером, после прогорания дров — закрывайте заслонку и ложитесь спать, печь будет греть вас всю ночь. В лютые морозы, возможно, потребуется протопить сильнее.

    Некоторые печи, бывает, сложены неправильно, и при попытке протопить их дым может идти наружу, в комнату. Такие печи дымят, когда они холодные, но стоит их прогреть — дым начинает идти в трубу, тяга становится хорошей. Такие печи могут быть неудобными, если вам нужно быстро протопить комнату. Первые минуты (а то и часы) вам придётся топить с открытой дверью, при этом комната будет холодной. После прогревания печь топиться аналогично и отдаёт своё тепло долго.

    Дрова для печи лучше заготовить самому, но если нет такой возможности, то можно воспользоваться теми, что есть в самой избушке. Также вблизи избы в лесу могут быть дровяные схроны, которые владельцы избушки заготавливают в тёплое время года. Между деревьями складывают уже напиленные чурбачки (надо только поколоть) или даже уже наколотые. Также дрова могут лежать жердями. Вы можете воспользоваться этими дровами.

    Как вести себя в избе?

    Разумеется, культурно! Не забывайте, что вы в гостях, а не у себя дома. Убирайте за собой мусор. Пластиковый — сжигайте, консервные банки — тоже обжигайте, чтобы жесть легко могла разложиться. Убирайте со стола и, по возможности, подметайте за собой пол. Если вы заготовили большое количество дров — не сжигайте их специально, по принципу: «Что это другие будут жечь мои дрова, я не для них работал!» — Оставьте свои дрова для будущих путников.

    На полатях постарайтесь не есть, так как крошки еды, упавшие от вашей трапезы, могут привлечь мышей, который и без того полно будет в вашей избе. Довольно неприятная ситуация, когда вы спите, а по вам ползают мыши! Не ешьте на полатях!

    Многие избы построены неважно, в них много щелей и выходов для тёплого воздуха. Если вы собираетесь находиться в таком зимовье продолжительное время, то позаботьтесь об обустройстве и доработки избы. Найдите все щели снаружи избы, это легко сделать по паровикам, исходящим из щелей. Сверху щелей будет образовываться снежный нарост. Щели заткните паклей, мхом, ватой, старыми тряпками и т.д. Паровики уберите, чтобы проверить на следующий день их наличие. Если паровик образовался снова — затыкайте лучше.

    Набросайте снеговые кучи на первые венцы избы, организуйте завалинку. Обычно хватает до 2-3 венцов, а в лютые морозы делают до окон. Это сократит ваши теплопотери по низу.

    заваленка

    культурный отдых

    Мыши и другие опасности

    Из опасностей в избе можно выделить следующие: отравление угарным газом, мыши, клопы, другие насекомые, дикие звери, пожар. От пожара обычно спасает элементарная осторожность. Клопы в зимнее время умирают и, вероятнее всего, там их не будет, про летнее время сказать не могу, но слухи ходят. Отравление угарным газом может быть в любых жилых помещениях с печным отоплением, оно редко и случается чаще всего с сильно пьяными людьми. А вот про мышей я скажу отдельно.

    Мышей в лесу много, и не удивительно, что они сбегутся на тёпленькое в вашу избушку. Такое изобилие еды и тепло — что может быть лучше для мышей? Но с виду безобидные грызуны несут собой опасность заражения вас различными инфекциями, которые они переносят. Многие инфеции страшны и смертельны. Там, где мышь прошлась, везде много её фекалий. Мыши бегают по полу, под полом, по полатям и, разумеется, по столу. По вашим неубранным тарелкам и ложкам, брошенным на столе. По вашим пакетам с крупами и прочими вкусностями. Пожив в зимовье какое-то время, человек предпринимает меры для борьбы с мышами.

    Мышеловками могут служить обычные пластиковые бутылки, объёмом не меньше 1.5 литров. Бутылку ставят к стенке, при этом горлышко её наклоняют к стене. Любопытная мышь обязательно залезет в неё, а выбраться уже не сможет. Однако лично наблюдал не единожды процесс того, как мышь вылазит из бутылки посредством выпрыгивания. Но, приноровившись к массовому излову грызунов, можно подобрать оптимальную тару и угол наклона. Даже при наличии в бутылке большого количества мёртвых мышей, другие мыши всё равно будут лезть туда и обрекать себя на верную гибель. По рассказам владельцев зимовий иной раз удавалось до такой степени истребить мышей, что потом они долго не появлялись в округе. Т.е. истребляли всю популяцию в округе. Такой метод используют многие владельцы зимовий, это не моя придумка, так что за гуманностью обращайтесь на другие сайты.

    мышеловка из 2-х литровой бутылки, весьма уловистая

    менее уловистая мышеловка, мыши выпрыгивают 

    пойманные мыши

    Всё съестное необходимо подвешивать какой-либо таре к потолку. Если вы пакеты с едой подвесите просто на стену, то мыши заберутся в них. Оптимальным решением может быть только верёвка посреди избы с крючком, на который вешаете пакеты или какую другую тару. Или просто загнутые гвоздики, какие-либо крючки в потолке, но не на балках и стенах! Посуду необходимо переворачивать, убирать, тарелками прикрывать кружки т. д.

    припасы подвешены на балку — неправильно, мыши заберутся туда

    по жёрдочке мыши умеют ползать, пакет обречён…

    припасы подвешенны правильно, к потолку

    1) посуда не перевёрнута, мыши будут ползать; 2) посуда лежит правильно, перевёрнута, мыши не залезут.

    Опасность нападения диких зверей тоже существует. Это может быть медведь, причём как шатун зимой, так и обычный бродяга летом. Стая волков, рысь, лиса и т.д. Как правило, в большинстве случаев зверям интересна только ваша еда, запахи которой раздаются по всему лесу. Если вы храните скоропортящиеся продукты в сенках или на дворе, то запах может учуять лиса, например, или ещё какая чупакабра. Нападение на вас очень маловероятно. Только шатун. Остальной зверь нападать не будет. Волки нападают, только если совсем уж жрать нечего у них и с голоду дуреют. Но если в вашем зимовье полно мышей, то ни о каких волках не беспокойтесь. Крупные хищники скорее всего к вам не подойдут, а вот лиса может, ибо имеет склонность подходить к жилым домам и воровать еду у людей. Ну не зря ведь её плутовкой-то прозвали! Подвешивайте продукты высоко от земли, чтобы лиса не достала с пола.

    Как построить зимовье в тайге?

    of your page —> Российский фотограф Елена Аносова запечатлела быт в далеком таежном поселке, где живет 100 человек, а до ближайшего города 300 км. Елена Аносова: Это история о поселении на Крайнем Севере России, куда плохая доступность и изоляция, особая связь с природой и следование многовековому образу жизни связаны с уникальной мифологией региона, где вымышленные вещи очень часто более важны, чем современная реальность. Эти земли погружены в поток собственной жизнедеятельности, где удивительно переплетаются прошлое и настоящее. Мои предки были потомственными охотниками в небольшом поселении в бассейне реки Нижняя Тунгуска. Почти 300 лет назад они пришли колонизировать Сибирь, затем ассимилировались в Эвенки (тунгусы) и основали село в тайге. В настоящее время население села составляет 100 взрослых, а ближайший город находится в 300 км, здесь нет дорог и единственное, что связывает его с цивилизацией — это вертолет, который курсирует два раза в месяц, транспортное сообщение (Зимняя дорога) функционирует всего 2,5 зимних месяца. Жизнь этой части моей семьи — братьев и сестер моего отца и многочисленных двоюродных братьев и сестер на протяжении веков не менялась в этом отдаленном районе, окруженном нетронутой дикой природой. Современная цивилизация проникает туда медленно и фрагментарно, она причудливо вплетена в местный образ жизни. Электричество, подаваемое дизельным генератором, доступно только по утрам и вечерам. Средняя температура зимой -45 ° по Цельсию. На доме распинают медвежью шкуру. Медведица, которая не уснула зимой, пришла ночью и съела собак, напала на людей и проникла в дом через окно. Супружеская пара в панике забралась на крышу и дождалась утра, чтобы нейтрализовать зверя. Они ждали до утра, потому что ночью темно. Электричество в этом населенном пункте дают на 14 часов в день, утром и вечером. Нет централизованного электроснабжения, есть только небольшая дизельная станция. Катангский район Иркутской области. Валентина (34), мать четверых детей держит свою дочь. Варвара, которой 10 месяцев, играет со шкурой лисы. Семья межэтническая: мать русская, а отец — наполовину Тунгус. Катангский район Иркутской области. Дети бегают со сладостями в доме в новогодние праздники. Лосиная губа — традиционная новогодняя трапеза и лакомство. Размораживание мяса прямо на столе здесь очень характерно. Катангский район Иркутской области. Местный охотник умывает лицо снегом. Для поддержания хорошей физической формы и здоровья (что важно для охотника) местные жители тренируются и катаются на лыжах. Растирание снега на лице и теле очень комично, особенно после тренировок и бани. Весенний вид из окна домика (домик охотника / охотничий домик). Катангский район Иркутской области. Это Никита, ему 14 лет. Он сортирует сети после рыбалки в перерыве между подготовкой к выпускным экзаменам в школе. Валерий, 60. (Он мой дядя, младший брат моего отца). Он глава нашей семьи в поселке. Там проживало около 20 членов семьи, но в последнее время все больше людей уезжает. Он охотник в 5-м поколении. Катангский район Иркутской области. Рыбу нужно привозить в деревню живой. Рыба обитает в лесных озерах, до которых нужно несколько дней идти на лодке по реке, охотники ночуют на этом длинном пути. Живая рыба ночует в воде в специальной клетке. Это зимняя хижина (домик охотника / охотничий домик), называемый «Ворон». Домик расположен в 80 км вниз по реке от поселка. Семья и друзья остаются в нем во время промысла. Хижина также используется для обработки выловленной рыбы во время сезона. Пятилетняя Иришка позирует на старой «парке» — охотничья куртка. Как и многие семьи в деревне, она представляет собой смесь культур и национальностей: ее мать — тунгуска, а отец — русский. Беременная кобыла найдена в поле за пределами поселения. Лошади в поселении полудикие. Они пасутся и возвращаются обратно в поселение в середине весны и осенью. Иногда в марте, когда кобылы ждут жеребенка, температура все еще может упасть до -40C, поэтому местные жители гоняются за ними на снегоходах и возвращают в поселок. Во дворе висит голова оленя. Ее подняли повыше, чтобы собаки не грызли. Позже, когда будет время для обработки, рога будут использоваться для украшения интерьера. Собаки живут за пределами домов в собачьих вольерах круглый год. Местные жители скрещивают собак с лучшими охотничьими качествами и оставляют генеалогический след каждого животного. Существует список ожидания, чтобы получить одну из таких собак. Это молодой охотник Михаил, ему 30 лет. Он тренирует молодых лошадей в березовой роще, недалеко от деревни. Шестилетняя Светлана и ее пятилетний брат Семен позируют на полу своего дома. Как и многие семьи в деревне, они представляют собой смесь культур и национальностей: их мать — русская, а отец — наполовину тунгус. http://anosova.com/photo/out-of-the-way/# https://phmuseum.com/grants/awarded/12383 https://www.theguardian.com/world/gallery/2019/mar/19/home-in-remote-snow-forests-russia-in-pictures

    Previous Entry | Next Entry

    Что никогда не сделает охотник в тайге

    Оригинал взят у в Что никогда не сделает охотник в тайге

    image

    Сибирская тайга веками кормила поколения жителей наших страны, и потому немудрено, что в народе выработались традиции определённого поведения в лесу, которые включают в себя нормы охотничьего и бытового поведения. Благодарю за репост пишет в Что никогда не сделает охотник в тайге Зимовье Если охотничье зимовье или любая другая избушка в тайге не заперты, то в здесь можно переночевать, соблюдая определённые правила. Если ты голоден, можно воспользоваться запасом продуктов, которые охотники всегда оставляют друг для друга «на всякий случай», если же продукты у тебя есть, будь любезен, в благодарность за гостеприимство оставь что-нибудь и ты – лишний коробок спичек, банку тушенки, макароны. Если воспользовался хозяйскими дровами – собери хотя бы охапку хвороста или наруби дров, оставь для другого спички, зажигалку и растопку– это может спасти чью-то жизнь. Если остался мусор, нужно обязательно собрать его и закопать подальше от зимовья – остатки еды привлекают мышей и грызунов. Вообще у сибиряков, если они настоящие сибиряки, есть правило — не оставлять за собой вообще никаких следов, писать на нарах или на стенах домика «Здесь был Вася из Тикси» – дурной тон. Ещё одно хорошее правило: когда ночуешь в чужом зимовье, нужно обязательно что-нибудь подлатать, если есть такая возможность — подправить печь, подремонтировать дверь. В XXI веке в зимний сезон выработался ещё один обычай – снегоходы оставлять за 6 метров от зимовья, на случай пожара. Охотничьих или ездовых собак обязательно кормят первыми, особенно если охотничьи собаки отличились и только потом готовят еду себе. В зимовье или на стоянке очаг часто считается сакральным местом. В него не плюют, не бросают перья или потроха птицы, мелкие кости животных – очевидно, этот обычай остался у таёжников с языческих времен, когда суеверные люди поклонялись огню, и сейчас почти не соблюдается. Общение Есть ещё одно хорошее правило поведения в сибирской тайге, которое корнями уходит в каторжные времена: если услышали невдалеке людей или группу охотников, нужно постараться избежать контакта с ними. Делается это из осторожности, потому что в тайге большинство встречных вооружены, и неизвестно, насколько дружелюбно они настроены; у них могут быть неприятности с законом или проблемы с употреблением алкоголя. В обществе настоящих таёжников любой городской человек воспринимается настороженно. Есть хороша примета, по которой можно определить, принят ли новичок в коллектив. Если его начнут запугивать, значит, считают чужаком, а если высмеивать – то, скорее всего, уже приняли за своего. Ему осталось лишь доказать, что он действительно не промах. Таёжный чай Обычай заваривать крепкий таёжный чай непременно в большой консервной банке уходит корнями в советское прошлое, когда заключенные, чтобы иметь силы для работы, заваривали в жестянках чифирь – неимоверной крепости напиток, действие которого можно было сравнить с уколом адреналина. Сейчас чифирь не заваривают, делают просто до черноты крепкий чай и обязательно добавляют в него таёжных трав от богородской травки (чабреца), растущей на байкальских гольцах, до некоторых видов лишайника и саган-дайля. Последний тоже тонизирует и возвращает уставшему путнику силы. В ход идут также листья дикой малины и смородины, брусники, в чай добавляют и таёжные ягоды: костянику, землянику, малину. Тут каждый бывалый таёжник старается удивить друзей. Пища Недопустимым считается в тайге допускать женщин к приготовлению ухи. Уху таёжники варят сами, у каждого свой рецепт. Кто-то кладёт туда горстку риса, кто-то — морковь и пару картофелин, а кто-то считает, что подобные излишества портят продукт и варят уху из различных видов рыб. Но все таёжники, как один утверждают, что без добавленной в уху рюмки водки, получится рыбный суп. Отношение к природе Отношение настоящего таёжника или промыслового охотника к природе самое бережное и перенято у северных народов, например, у эвенков. В книге авторов И. В. Зайцева, Т. П. Интигринова и И. В. Протопопова «Экологические традиции народов севера Баргузинской долины» указывается, что в обычаях местных было не только наносить наименьший вред тайге, но и использовать все таёжные дары без отходов. Например, на изготовление чума, покрытого корой, уходило всего три ели, а из древесины делали лёгкие санки. К зверю истинный таёжник относится уважительно. Он всегда сдерживает охотничьи инстинкты, никогда не убьёт молодняк или стельных важенок (олених) и самок изюбря. Нельзя оставлять раненое животное умирать, у эвенков даже поговорка была соответствующая – «Раненый зверь бежит — надо преследовать!» У сибирских охотников всегда считалось обязательным во что бы то ни стало выследить и добить раненого медведя, иначе выжив, он может начать мстить людям или, если дело происходит осенью, может не лечь в спячку и стать шатуном. Ловушки в тайге ставят так, чтобы они быстро убивали зверя. Охотничьи традиции Настоящие охотники не прибегают к использованию электронных устройств – манков, приборов ночного видения, и никогда не будут охотиться на зверя с вертолёта или с машины, считая это варварством. Никому и в голову не придёт поднять зимой из берлоги медведя и начать его гонять на снегоходах, потому что настоящий таёжник знает – у такого поступка всегда будут последствия: медведь станет шатуном и придет в ближайшее село убивать. Настоящий промысловик никогда не воспользуется бедственным положением животного, которое тонет или спасается от огня, а наоборот, поможет ему. Таёжник-промысловик всегда соблюдает правила пожарной безопасности в сухом лесу, а такой период бывает дважды в году: весной, когда трава ещё не отросла, и осенью, когда огромные площади тайги, заросшей высоким папоротником, стоят сухими. Он обязательно зальёт водой ещё дымящийся костёр, разотрёт окурок сапогом, никогда не бросит в сухой мох непогашенную спичку, а если увидит начинающийся пожар, то его потушит. И наконец: сибирский охотник обязательно придёт в тайге на выручку, потому что знает, что по таёжным законам все, что ты делаешь другому воздастся тебе сторицей. Источник Buy for 10 tokens Journal information Current price10 LJ Tokens Social capital Friends of2 306 Duration24 hours Minimal stake10 LJT View all available promo Buy promo for minimal price.

    Profile

    sokura

    Latest Month

    August 2021
    S M T W T F S
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 31        

    View All Archives

    Tags

    View my Tags page

    Categories

    View my Categories page Powered by LiveJournal.com Designed by

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    4,8
    Материал подготовил
    Максим Коновалов
    Наш эксперт
    Написано статей
    127
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий