1)Используя топографическую карту местности, определите направление и азимуты на выбранные вами объе

Deprecated: implode(): Passing glue string after array is deprecated. Swap the parameters in /var/www/plankonspekt.ru/www/wp-content/plugins/divider/divider.php on line 200

1. Ориентирование на местности по азимутам. Определение азимутов на местные предметы

1.1. Определение азимутов на местные предметы

(Статья: 1.1. Определение азимутов на местные предметы)

Направление на предмет (цель) определяется и указывается величиной горизонтального угла между начальным направлением и направлением на предмет (цель) или магнитным азимутом. При этом за начальное может быть принято направление на одну из сторон горизонта или на хорошо видимый удаленный местный предмет (ориентир).

Магнитный азимут — горизонтальный угол, измеренный по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на предмет. Его значения могут быть от 0° до 360°.

image
Определение магнитного азимута по компасу

Магнитный азимут направления определяется с помощью компаса. При этом отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Затем, не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на предмет. Отсчет шкалы против мушки соответствует величине определяемого магнитного азимута направления на местный предмет.

На рисунке магнитный азимут на отдельное дерево равен 330°.

1.2. Ориентирование на местности по азимутам

(Статья: 1.2. Ориентирование на местности по азимутам)

Азимут направления с точки стояния на местный предмет называется прямым магнитным азимутом. В некоторых случаях, например для отыскания обратного пути, используют обратный магнитный азимут, который отличается от прямого на 180°. Чтобы определить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°. На рис. обратный азимут равен 150°.

Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту необходимо установить на шкале компаса против мушки отсчет, разный значению заданного магнитного азимута. Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился против нулевого деления шкалы. После этого, не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удаленный ориентир. Направление на ориентир и будет определяемым направлением, соответствующим заданному азимуту.

Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать компас до уровня глаз, так как в этом случае снижается точность измерения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова составляет плюс-минус 2-3°.

2. Порядок движения по азимутам

(Статья: 2. Порядок движения по азимутам)

Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами (дирекционными углами), и расстояний, определенных по карте.

Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса, а расстояния измеряют шагами или по спидометру машины.

Это основной способ движения на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости.

Для движения по заданному азимуту надо:

  • изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения;
  • наметить маршрут движения, легко распознаваемый по местным предметам;
  • начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
  • определить на карте длину каждого звена маршрута;
  • все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схемы.

При организации движения подразделения по азимутам назначается направляющий, который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначаются два человека, которые ведут счет парам шагов. Если расстояния на схеме (в таблице) указаны в метрах, их переводят в пары шагов с учетом величины шага.

image
Схема для движения по азимутам

На точке № 1 (сарай) указатель мушки компаса устанавливают на отсчет 20° и отпускают тормоз магнитной стрелки. Затем компас поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Визирная линия через целик и мушку при таком положении компаса и будет определять направление на точку № 2 (курган). Чтобы выдержать в пути это направление, на линии визирования замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир, который используется для выдерживания направления движения.

Перед началом движения стрелку компаса ставят на тормоз. Движение совершают строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом ведут счет пар шагов. У промежуточного ориентира вновь определяют по компасу направление, магнитный азимут которого равен 20°, замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир и движутся к нему. Таким образом совершают движение, пока не будет пройдено 1230 м. Если курган будет виден еще до подхода к нему, последнюю часть участка проходят без промежуточных ориентиров.

Таблица исходных данных для движения по азимутам

Участок пути Магнитный азимут, градусов Расстояние, м Время, мин Расстояние, пары шагов
1 Сарай — курган 20 1230 15 820
2 Курган – дом лесника 330 1250 15 835
3 Дом лесника – перекресток дорог 25 350 5 235
4 Перекресток дорог — мост 335 850 10 565

На точке № 2 по компасу определяют направление, азимут которого равен 330°, замечают промежуточный ориентир и начинают движение, ведя счет парам шагов. Если промежуточных ориентиров на местности нет, например в лесу, пустыне, степи, то направление движения выдерживают только по компасу. На точке № 3 определяют направление, азимут которого равен 25°, и движутся в этом направлении к перекрестку дорог (точка № 4), ведя счет парам шагов.

Из приведенного примера видно, что движение по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому.

Чтобы легче выдержать направление движения, кроме промежуточных часто используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды. При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу. Если долго двигаться в их направлении без контроля, можно значительно уклониться от маршрута.

3. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния

(Статья: 3. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния)

Для выдерживания направлений движения используют также линейные ориентиры или следы от движения боевых машин (лыж).

Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок в определении направлений, по компасу и измерении расстояний. Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо было выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, т. е. 100 м на каждый километр пройденного пути. Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.

В некоторых случаях, например при движении по азимутам зимой на лыжах, пройденные расстояния измеряют приближенно по времени и скорости движения. Чтобы избежать потери ориентировки из-за неточного измерения расстояний, на точках поворота надо выбирать хорошо видимые издали ориентиры.

4. Целеуказания от направления движения

(Статья: 4. Целеуказания от направления движения)

В ряде случаев, особенно в разведке, результаты, полученные при подготовке маршрута движения и замеры, проводимые во время движения, могут быть использованы и для целеуказания.

Целеуказания от направления движения

Например, двигаясь по маршруту, разведка достигла района в квадрате 3098. Слева по ходу движения на удалении 2,9 км обнаружена цель, угол визирования на цель равен 11-08. Для целеуказания сначала определяют свое местоположение на местности по результатам пройденного маршрута, а затем по углу визирования и дальности — местоположение цели.

Имея такие данные, местоположение обнаруженной цели при необходимости можно передать по средствам связи вышестоящему начальнику. Получив такие данные, принимающий целеуказание легко может нанести цель на свою карту, а затем принять меры к ее блокированию или уничтожению.

5. Обход препятствий

(Статья: 5. Обход препятствий)

При движении по азимутам могут встречаться как естественные, так и искусственные препятствия (минные поля, лесные завалы и т. д.), которые легче обойти, чем преодолеть. Поэтому нужно уметь обходить препятствия, не теряя ориентировки.

Обход препятствий: а – противоположная сторона препятствия видна; б – противоположная сторона препятствия не видна.

Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующим способов:

При наличии видимости через препятствие (рис. а):

  • заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;
  • обойти препятствие и продолжить движение от замеченного ориентира, ширину препятствия определить любым способом и прибавить к пройденному расстоянию.

При отсутствии видимости через препятствие (рис. б):

Допустим, что движение совершалось по азимуту 50° и до остановки перед препятствием пройдено 340 пар шагов.

После изучения местности было решено обход совершать с левой стороны. Определить по компасу азимут направления вдоль препятствия (от точки А на точку В), продолжить движение по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы препятствия. На рисунке азимут равен 320°, а пройденное расстояние — 142 пары шагов. Сделав остановку в точке В, определяют по компасу направление соответствующее первоначальному азимуту, по которому совершалось движение до препятствия (50°) и продолжают двигаться до выхода за препятствие. Счет парами шагов ведется от точки В до точки остановки за препятствием (точка С).

На рисунке пройденное расстояние равно 238 пар шагов. Из точки С движение совершается вправо по обратному азимуту направления от точки А до точки В (на рисунке обратный азимут равен 140°) до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 142 пар шагов (на рисунке до точки Д). На точке Д определяют направление по первоначальному азимуту (50°) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия расстояние от точки В до точки С, продолжают движение к новому ориентиру.

Необходимо запомнить, что обратный азимут отличается от прямого на 180 градусов. Например, Ам = 330, обратный азимут будет 330-180 = 150. Ам = 30, обратный будет 180+30 = 210.

Перевод длины каждого участка между ориентирами в пары шагов: если от ориентира 1 до ориентира 2 будет 1200м., то в парах шагов это расстояние равно 1200:1,5 = 800 п. ш. (1,5 м — средняя длина 2-х пар шагов).

Если позволяет обстановка, обходить препятствия целесообразно по просекам, вдоль рек, ручьев, линий электропередачи и других линейных ориентиров, заранее определив по карте магнитные азимуты их направлений. В таком случае будет легко контролировать по компасу направления движения.

На автомобильных дорогах с твердым покрытием (автострадах, шоссе) имеется много путевых дорожных знаков. В боевой обстановке при ориентировании пользоваться этими знаками нужно весьма осторожно: противник может переставить их или заменить другими указателями с ложными надписями.

Наряду с местными предметами для контроля движения по маршруту следует использовать элементы рельефа: характерные высоты и хребты, лощины, овраги, обрывы, промоины. Это особенно важно при движении на местности, где произошли большие изменения, так как местные предметы могут быть уничтожены или созданы вновь, а основные формы рельефа останутся неизменными.

При малейшем сомнении в правильности движения во всех случаях необходимо уточнить свое местоположение тщательным сличением карты с местностью. Если сделать это в движении не удается, следует остановиться и восстановить ориентирование.

Ориентирование считается потерянным, если на местности не находят обозначенных на карте объектов и не могут определить на карте свое местоположение. Случай отклонения от маршрута и потери ориентиров возникают обычно из-за слабых навыков в ориентировании или при небрежном ориентировании, когда перестают непрерывно следить за продвижением по маршруту.

Содержание

Статья раскрывает основные методы, как определить азимут с использованием магнитного компаса и места его возможного применения. Использование азимута распространено в спутниковом телевидении.

Основы понятия

В современном мире, насыщенном гаджетами и технологиями, самостоятельно найти интересующее направление с помощью компаса и карты могут единицы. Умение найти азимут может пригодиться и выручить в любом деле.

Истинный (географический) азимут – это двугранный угол, отсчитанный по часовой стрелке (от 0 до 360 градусов) от северного географического меридиана до линии направления.

Магнитный азимут – это угол, образуемый магнитным меридианом и заданным направлением линии ориентира. Отсчет ведется по часовой стрелке (от 0 до 360 градусов). Поиск угла может производиться с помощью компасов, буссолей. Магнитный азимут является не точным, так как стрелка компаса показывает на магнитный меридиан, поддающийся ежегодным изменениям.

Магнитное склонение – это угол разницы между истинным и магнитным меридианом, о котором было сказано ранее. Оно может быть положительным, если стрелка компаса отклонена от истинного меридиана вправо, или отрицательным, если – влево. На картах магнитное склонение указывают относительно года печати. Каждый последующий год эксплуатации предоставленные данные поддаются корректировке.

Естественно магнитное склонение для каждого региона и района расположения разнится.

Топографическая карта местности используется для различных целей. Является универсальной картой, с наличием максимального объема количества информации об определенном регионе. Разделяется топографическая карта параллелями (горизонтальные линии) и меридианами (вертикальные линии). Карта удобна для ориентации по компасу. Географические данные места содержат сведения о рельефе, грунтах, водах, дорогах и других объектах местности.

Нахождение значений и работа с приобретенными параметрами

Далее будет рассматриваться информация относительно определения азимута.

  1. План определения истинного азимута (используется магнитный компас):
  • Компас выравнивается горизонтально к земле, давая магнитной стрелке указать на север;
  • Определяется нужный объект, на который берется ориентир;
  • Не меняя положения, подгоняется колба компаса под стрелку, так что бы буква N (С) была четко напротив магнитного указателя;
  • Отсчитывается градус по делениям компаса, с нуля до заданной линии направления объекта (по часовой стрелке);
  • Результат – получено магнитный азимут;
  • К найденному градусу добавляется или отнимается магнитное склонение данного региона;
  • И так, истинный азимут найден.
  1. Расчет азимута на карте:
  • Подбирается нужный ориентир, и отмечается на карте точкой;
  • Далее, от намеченного ориентира, проводится сплошная линия от начального пункта до отмеченной местности;
  • От стартовой точки проектируется параллельная прямая линия относительно географического меридиана;
  • Имея две начерченные линии, транспортиром находится угол, который будет равен истинному азимуту.

Расчет по координатам аналогичен процессу нахождения азимута по карте. Вместо отмеченного ориентира на карте берутся координаты точки, и выстраивается направление.

  1. Обратный азимут.

Определенное по компасу либо карте нужное направление, изменяется на сто восемьдесят градусов, получая обратный расчет.

Польза приобретаемой информации:

  • Один из способов получения зеркальных данных с противоположной точки направления.
  • Возможность произвести точный поворот и следовать в обратный путь.

Применение данных азимута в сфере спутниковых антенн

Правильно проведенный расчет азимута будь-то по карте или компасу не только подскажет обратный путь домой, но и поможет с настройкой спутниковой антенны.

Основными параметрами наведения будут считаться угловые координаты ориентации оси луча антенны по углу места и, конечно же, азимуту. Перед установкой антенны нужно определиться, с какого спутника будет ловиться сигнал. Координаты различных спутников можно узнать на тематических сайтах либо в магазине приобретения антенны. Зная орбитальную позицию спутника, можно вычислить азимут и угол места.

Угол места – это градусная величина в вертикальной плоскости, характеризующая угол между горизонталью и направлением на спутник.

Расчет этой величины производится с использованием специального транспортира, либо устройств, в основе которых лежит работа акселерометра. Также, при наличии современного смартфона, с сети интернет можно скачать программное обеспечение выполняющее замеры данных. Это обязательно поможет пользователю отрегулировать антенну на выбранный угол.

Направление спутниковой антенны в вертикальной плоскости можно выстроить благодаря компасу, проведя расчет с найденным углом и получив истинный азимут (описание процесса описано ранее). Либо более точным способом – расчет на карте.

Теоретическая часть нахождения азимута и угла места может быть выражена в трех формулах:

Az = 180 + arctg [tg(LoES — LoSAT)/sin(LaES)] — (Северное полушарие)
Az = arctg [tg(LoES — LoSAT)/sin(LaES)] — (Южное полушарие)
El = arctg{[ cos(LoES — LoSAT) cos(LaES) — 0,15126]/ √ [1 — cos2(LoES — LoSAT)cos2(LaES)]}

Az – азимут в градусах;

El – угол наклона в градусах;

LoES – географическая долгота местности (северное полушарие знак — «+», южное — «–»)

LoSAT – географическая широта местности (восточное полушарие — «+», западное — «–»)

LaES – долгота стояния спутника (восточное полушарие — «+», западное — «–»)

После определения правильной позиции параболического зеркала тарелки, на месте установки нужно убедиться, что отсутствуют прямые преграды, прерывающие принятие информации (крыши, дома, деревья). Например, угол места спутниковой антенны равен двадцать градусов, препятствия — пятьдесят градусов, можно сделать вывод, что подобное размещение является непригодным, так как линии приема перекрыты, и сигнал от спутника не пройдет. Логично, что при монтаже нужно правильно выбрать сторону дома, где будет размещена тарелка, потому что сектор «обзора» параболического зеркала установленного на стене не превышает сто восемьдесят градусов. И важно, что бы азимут и угол места спутника входили в эту зону.

Распространенный вариант размещения спутниковой антенны на крыше строения. Это хороший выбор местности, так как присутствует хороший обзор тарелки. К минусу можно отнести большую ветреность и невозможность быстрой регулировки антенны, в отличие от близлежащих к балконам стенных тарелок.

Правильно установив антенну и обеспечив хорошую наводку на спутник, можно добиться высокой четкости вещания любимых телеканалов.

Некоторые советы на заметку

При определении азимута, стоит:

  1. Полагаться можно только на качественные и исправные компасы, дешевые китайские аналоги могут выдавать погрешность до двадцати градусов.
  2. Иметь компаса двух видов:
  • «Пальчиковый» магнитный компас.

Плюсы: удобство ориентирования по местности, стойкость к тряске. Минусы: не удобен при работе на карте.

  • Планшетный магнитный компас.

Плюсы: точный расчет направления на карте (за счет встроенной линейки), наличие увеличительной лупы.

Минусы: неудобство использования на местности.

  1. В статье рассмотрены антенны с азимутально–угломестной подвеской (принимающие прием с одного спутника) и их возможная настройка по местности своими руками. Для настройки полярной подвески необходимо пригласить классифицированных специалистов. Не стоит браться за установку без предварительного опыта работы.
  2. Нельзя перетягивать болты при установке зеркала антенны к подвесной системе. Искажение формы параболического зеркала нарушит сигнал передачи, и расчет по карте с компасом будет не столь эффективным.
  3. Спутники, находящиеся на одной линии недалеко от устанавливаемой тарелки, имеют уже готовый настрой. Имея компас, исчисляемые программы на смартфоне и специальные инструменты можно замерить угол наклона и азимут тарелки (по планке держателя конвертера) скопировав его на свой образец.
  4. Добиться максимального эффекта расположения спутниковой тарелки может прибор замера сигнала SAT Finder. Он определяет самый выгодный поворот антенны к точности в миллиметр.

—>

Подготовка данных для движения по азимутам выполняется по крупномасштабной карте и включает изучение местности, выбор маршрута и ориентиров по его участкам, определение магнитных азимутов (дирекционных углов) направлений и расстояний между выбранными ориентирами, оформление данных на карте или составление схемы (таблицы) движения.

При изучении местности в направлении движения оценивают главным образом ее проходимость, маскировочные и защитные свойства, определяют труднопроходимые и непроходимые препятствия и пути их обхода.

Выбор маршрута и ориентиров. Начертание маршрута зависит от характера местности, наличия ориентиров на ней и от условий предстоящего движения. Основное требование к маршруту состоит в том, чтобы он обеспечивал быстрый, а в боевой обстановке и скрытный выход к указанному пункту.

Маршрут выбирают с таким расчетом, чтобы он был с минимальным числом поворотов. В маршрут включают дороги, просеки и другие линейные ориентиры, направление которых совпадает с направлением движения. Это облегчит выдерживание направлений движения. Точки поворота маршрута намечают у ориентиров, которые можно легко опознать на местности (например, постройки башенного типа, перекрестки дорог, мосты, путепроводы, геодезические знаки).

При выборе ориентиров на участках маршрута необходимо учитывать способ выдерживания направления движения и точность, которую он обеспечивает. Например, точность выдерживания направления движения по компасу составляет 0,1 пройденного расстояния. Если расстояние между ориентирами на участке маршрута будет 6 км, то при выходе к очередному ориентиру отклонение может быть 600 м. На отыскание ориентира на местности в этом случае потребуется много времени.

Опытным путем установлено, что расстояния между k ориентирами по маршруту движения не должны превышать 1-2 км при движении днем в пешем порядке. Для движения ночью ориентиры намечаются по маршруту чаще. Чтобы обеспечить скрытный выход к указанному пункту, маршрут намечают по лощинам, массивам растительности и другим объектам, обеспечивающим маскировку движения. Необходимо избегать передвижений по гребням возвышенностей и открытым участкам. Примерный вариант выбора маршрута показан на рис. 3.6.

Определение магнитных азимутов. Магнитный азимут направления на местный предмет может быть определен по измеренному на карте дирекционному углу или истинному азимуту этого направления. При переводе дирекционного угла (истинного азимута) в магнитный азимут учитывается поправка направления (магнитное склонение) для данного листа карты. Взаимозависимость между магнитным азимутом, дирекционным углом и истинным азимутом показана на рис. 3.7.

Дирекционный угол () – угол между северным направлением вертикальной линии координатной сетки на карте и направлением на предмет (ориентир), отсчитанный по ходу часовой стрелки. Он может иметь значение от 0 до 360°.

Сближение меридианов (Сб) – угол между северным направлением истинного меридиана и вертикальной линией координатной сетки. На топографических картах СССР величина сближения меридианов не превышает ±3°.

Магнитное склонение (Ск) – угол между северным направлением истинного меридиана и направлением магнитного меридиана (магнитной стрелки). Если северный конец магнитной стрелки отклоняется от истинного меридиана на восток, магнитное склонение считается положительным, а на запад – отрицательным.

Поправка направления (ПН) – угол между направлением вертикальной линии координатной сетки и магнитным меридианом. Она равна алгебраической разности магнитного склонения и сближения меридианов:

ПН = (± Ск) — (± Сб).

Данные о магнитном склонении, сближении меридианов и величине поправки направления помещаются под южной стороной рамки каждого листа топографической карты крупного масштаба. Переход от измеренных на карте дирекционных углов (истинных азимутов) к магнитным азимутам выполняется по формулам:

Ам =  – (±ПН);

Ам = А – (±Ск).

Измерение по карте дирекционных углов. Дирекционные углы направлений на местные предметы (ориентиры) измеряют по карте транспортиром или артиллерийским кругом. Они обеспечивают точность измерения угла с ошибкой ±1-2°.

Транспортиром дирекционный угол на карте измеряют в такой последовательности:

· ориентир, на который измеряют дирекционный угол, соединяют прямой линией с точкой стояния так, чтобы прямая пересекла хотя бы одну вертикальную линию координатной сетки. Если ориентир и точка стояния расположены в одном квадрате сетки, то эту линию продолжают до пересечения с вертикальными линиями координатной сетки других квадратов;

· прикладывают транспортир к линии координатной сетки, как показано на рис. 3.8, и отсчитывают по транспортиру величину дирекционного угла.

В нашем примере дирекционный угол с точки А (отдельный камень) на точку В (отдельное дерево) равен 60°, а дирекционный угол с точки А на точку С (геодезический пункт) – 302°.

Артиллерийский круг представляет собой целлулоидную пластину, по внешнему срезу которой нанесена шкала в делениях угломера. Цена одного деления равна 0-10. Большие деления, соответствующие 1-00, оцифрованы от 0 до 60; при этом ряд красных цифр нанесен в возрастающем порядке по ходу часовой стрелки, а ряд черных цифр – против хода часовой стрелки.

При измерении дирекционного угла артиллерийский круг устанавливают на карте так, чтобы его центр совпал с точкой пересечения линии определяемого направления и вертикальной линии координатной сетки, а нулевой штрих – с северным направлением этой линии. Затем снимают отсчет по красной шкале круга против линии определяемого направления.

Измерение по карте истинных азимутов выполняют транспортиром или артиллерийским кругом так же, как и измерение дирекционных углов. При этом измеряют угол в точке пересечения истинного меридиана с направлением на предмет. Линией истинного меридиана в этом случае может быть либо одна из сторон рамки карты – западная или восточная, либо линия, проведенная параллельно ей.

При переводе истинного азимута в магнитный к измеренному углу прибавляют величину магнитного склонения, если оно западное, или вычитают эту величину, если склонение восточное. Полученные магнитные азимуты направлений выписывают на карту (см. рис. 3.6), в таблицу или на схему маршрута.

Измерение расстояний. Расстояния между выбранными на маршруте движения ориентирами измеряют по прямым линиям с помощью циркуля-измерителя и линейного масштаба или линейки с миллиметровыми делениями.

Составление схемы и таблицы движения по азимутам. Схему составляют в такой последовательности:

· на чистый лист бумаги переносят с карты начальную точку, ориентиры на точках поворота и конечную точку маршрута. Расположение ориентиров на схеме должно быть подобно их положению на карте. Все ориентиры изображаются на схеме такими же условными знаками, как и на карте;

· перенесенные с карты на схему ориентиры нумеруют и соединяют прямыми линиями;

· против каждой линии выписывают исходные данные для движения в виде дроби: в числителе – магнитные азимуты, в знаменателе – расстояния в метрах. Если движение по азимутам будет совершаться в пешем порядке, и известна величина шага ведущего, то расстояния в метрах переводят в пары шагов и выписывают на схему в скобках;

· наносят на схему стрелку север-юг и дополнительно показывают ориентиры в стороне от маршрута, а также по направлению маршрута, которые могут быть использованы при движении как промежуточные или вспомогательные ориентиры.

Применительно к рис. 3.6 таблица будет иметь следующее содержание (табл. 3.1).

Таблица 3.1

№ точки Участок пути Магнитный азимут (Ам ), град Расстояние, м Расстояние, пара шагов
Северная окраина Никитское – брод
Брод – пересечение просеки с лесной дорогой
Пересечение просеки с лесной дорогой – отдельно лежащий камень
Отдельно лежащий камень – мост

В тех случаях, когда требуется выдержать лишь общее направление движения, например направление наступления, схема (таблица) движения не составляется. Азимут направления движения определяется непосредственно на местности по компасу и объявляется устно.

 Содержание

Основные понятия

Географический азимут на карте представляет собой угол между линиями с направлением на север и указанием на конкретный объект на местности. Подобный способ ориентирования эффективен в тех случаях, когда отсутствует возможность сверяться с картами, и при перемещении по однотипному ландшафту. Зная, как вычислить и искать азимут, можно с легкостью выбрать правильное направление движения даже при отсутствии компаса или ручного навигатора.

Истинный азимут определяется с помощью транспортира по плану ландшафта. Для его расчета потребуется ориентироваться на географический северный полюс, что позволяет максимально точно определить положение на местности, используя любые доступные карты. При расчёте истинного азимута можно пользоваться обычным географическим транспортиром со шкалой в 180 градусов. Все вычисления выполняются по часовой стрелке, с учётом направления на север.

Азимут — это угол, вычисляемый между целью похода и направлением на север. Он рассчитывается в градусах и колеблется в диапазоне от 0 до 360. Стандартно считают по часовой стрелке.

В некоторых профессиональных областях поиск азимута ведут против движения стрелки часов. Такое правило применяется артиллеристами и астрономами. Хождение по азимуту эффективно, когда планирование маршрутного листа исключительно по карте затруднительно или она отсутствует.

Для кого и для чего нужен расчет азимута

Знание правил поиска азимута может пригодиться для выполнения следующих задач:

  1. Выбор маршрута для достижения цели.
  2. Подбор ориентира для передвижения.
  3. Определение текущего места по 2 заданным точкам.

Вычисление азимута, планирование и чертеж конкретного маршрута нередко облегчает туристам задачу добраться до окончательной точки путешествия. Грибники, охотники, лесники тоже знакомы с термином в общих чертах. Однако, существует ряд профессий, представители которых без тени сомнения ответят на вопрос, что такое азимут и как его найти по карте или компасу. К ним относятся:

  • астрономы;
  • геодезисты;
  • картографы;
  • географы.

Моряки, космонавты, пилоты тоже тесно связаны с этим понятием. Несмотря на усовершенствованное техническое обеспечение управляемого транспортного средства, знания могут потребоваться им в любой момент для ориентирования на однотипной местности при обнаружении неисправностей.

Находясь в незнакомой местности, в турпоходе, на рыбалке или на охоте, часто приходится использовать не столько знания расположения сторон света, сколько правильно выбирать ориентиры, по которым в последующем ведутся расчеты и которые потребуются для определения оптимального маршрута. Грамотно определив исходные точки, можно с использованием одного лишь компаса узнать точный азимут.

  1. Чтобы с помощью компаса определить азимут, необходимо мысленно представить воображаемый круг, который делится на 360 секторов-градусов. Точка отсчета помещается в центр окружности с нулевой отметкой, расположенной строго на север.
  2. Далее с помощью градуированной шкалы компаса определяется искомое направление. Рассчитывается угол отклонения от нулевой отметки, которая позиционирована строго на север. Компас при определении азимута необходимо держать строго горизонтально.
  3. На компасе фиксируют положение остановившейся стрелки, после чего аккуратно поворачивают крышку компаса, совмещая прорезь и мушку, которая позиционируется в сторону ориентира. Отчёт от мушки будет показывать значение азимута у выбранного предмета.

Методика «компас к щеке»:

  1. Крышку компаса отводят по отношению к основной части под углом в 90 градусов.
  2. Задний прицел отводится вперёд, а его небольшая щель должна совпадать при взгляде с прицельной нитью крышки.
  3. Прибор держат около щеки и наводят таким образом, чтобы желаемый объект попадал точно в линию переднего прицела.
  4. Фиксируют полученное значение на циферблате компаса.

Выполняя такие измерения с помощью компаса, необходимо помнить о том, что расположенные поблизости металлические предметы могут влиять на магнитную стрелку, существенно ухудшая точность полученных расчетов. Также перед тем как приступать к определению азимута, необходимо убедиться, что рядом отсутствуют высоковольтные линии передач. Минимальное удаление от проводов с электричеством должно составлять не менее 50 метров.

При отсутствии под рукой карты, транспортира и компаса можно определить азимут по солнцу. Для этого потребуется циферблат механических часов и хорошо видимое небесное светило. Найти азимут можно следующим образом:

  • Часы необходимо положить на ровную поверхность и направить на солнце часовую стрелку.
  • Из центра циферблата проводят линию и делят пополам полученный угол.
  • Вектор угла указывает направление строго с севера на юг.
  • До 12 часов, когда север находится слева от стрелки, азимут определяют, отсчитывая значение против часовой стрелки.
  • После полудня, когда север уже находится справа от проведённой линии, азимут можно измерить по часовой стрелке.

Планирование перемещения следующее:

  1. Выбирают заметный ориентир, расположенный на противоположной преграде стороне. В идеале такая отметка должна находиться на линии движения.
  2. Определяют азимут для обхода имеющейся преграды. Потребуется выполнить несколько измерений, в том числе по солнцу или по карте и компасу.
  3. Преодолевается препятствие, после чего находят на местности предварительно выбранные ориентиры и уже от них прокладывают строго по рассчитанному положению новое направление.

Если четкий ориентир для проведения расчетов отсутствует, его можно с легкостью сделать самостоятельно. Подойдёт выполненная зарубка на дереве или воткнутая в землю заметная издалека большая палка. Однако в тех случаях, когда преодолевается препятствие с нулевой видимостью, например, это может быть высокий горный склон, подобрать отправную для расчётов точку невозможно, и придётся ориентироваться исключительно с помощью карты и компаса.

Использование для вычисления компаса

Проще всего рассчитать магнитный и истинный азимут при помощи компаса и простейшей географической карты. Также можно использовать для этих целей ручной навигатор, позволяющий определить правильное направление или же упрощающий ориентирование на местности. Определение азимута по карте с помощью транспортира не представляет сложности, поэтому с такой работой справится каждый путешественник.

Для расчётов потребуется следующее:

  • линейка и карандаш;
  • простейший транспортир;
  • компас и путевая карта.

В первую очередь надо отметить на карте свое местонахождение, для чего можно ориентироваться по имеющимся обозначениям и сторонам света. Далее необходимо определить ориентиры, в сторону которых следует двигаться путешественнику. Строго выдержать прямолинейность такого движения будет проблематично, так как последнее возможно лишь в открытом море, в воздушном пространстве, в пустыне или ровной степи.

Чтобы определить азимут по карте, потребуются прозрачный транспортир, карандаш и линейка. На карте необходимо расположить линейку таким образом, чтобы она соединяла ориентир и точку местонахождения человека. Карандашом чертят ровную линию до момента ее пересечения с меридианом. К последнему прикладывают основанием транспортир, от его центральной риски чертят линию до момента ее пересечения с направлением на ориентир. Именно в месте скрещивания двух стрелок измеряют показания в градусах, что и будет искомым азимутом.

При отсутствии транспортира можно использовать компас, который имеет градуированную картушку. Все расчёты и работы на карте выполняются аналогичным образом, откладываются линии от местонахождения до центральной оси. Останется лишь по шкале картушки компаса рассчитать угол азимута, и в последующем по мере продвижения по местности необходимо сверять полученные показатели.

Как определить азимут объекта на местности

Самый простой вариант для вычисления азимута — запустить мобильное приложение азимут онлайн. Программа за секунды выдаст точный результат. Если гаджета нет под рукой, то вычисления производят посредством компаса или навигатора.

Заберитесь на возвышенность. Совместите стрелку с севером на циферблате вашего компаса, а затем сделайте пометку по направлению к заданной точке местности.

Итак, определяем азимут   Но, сначала вспомним — что же такое «азимут»?

Исходя из определения понятия азимута,вычислить его  его (или как говорят в спортивном ориентировании «взять азимут»), можно следующим образом:

  1. Кладем компас на ладонь или какую-нибудь ровную поверхность. Если на ладонь, то держим параллельно земле, что бы компас лежал ровно.
  2. Ориентируем стрелку строго по направлению север-юг.
  3. Проводим мысленную линию от центра компаса до нужного объекта, например дерева. Можно положить на компас спичку, направив ее на определяемый объект.
  4. На какие цифры покажет конец спички или взгляд, те и будут обозначать азимут.

Азимут до дома составляет 450, до дерева – 1200, до моста – 1800, до мельницы 2250 и 3150 до таблички с надписью «город». Все очень просто. Стоит немного потренироваться и в дальнейшем определять азимут не составит сложности.

Ну и  приведу еще один  рисунок, на котором показаны объекты, а компас уже ориентирован север-юг. Попробуйте определить на приведенные объекты азимут.

На этом рисунке стрелками направления уже показаны. А вот на следующем – чуть сложнее, направлений нет, их надо проложить самостоятельно.

Не забываем, что направление мы прокладываем от центра компаса и считаем азимут по строго по  часовой стрелке.

Определить направление без компаса несколько сложнее, но при желании можно. Конечно, лучше все-таки ходить с компасом. Если же его у вас не оказалось, то лучшим помощником станет солнце. В полдень оно обычно находится на юге и, если встать к нему спиной, можно определить стороны света. Лицом мы будем находится на юге, слева у нас будет запад, а справа, соответственно, восток.

Итак стороны света нашли, теперь надо определить азимут. В любом случае нужен транспортир. Но если его нет, то аналог можно сделать из бумаги. Бумага наверняка у вас найдется. Делаем следующим образом.

  • Берем лист бумаги (желательно сделать его квадратным) и складываем пополам. Получили угол 180°.
  • Затем перпендикулярно сгибу складываем снова пополам. Получится угол 90°.
  • Теперь сгибаем лист по диагонали, деля угол в 90°пополам. В результате получим угол в 45°.

Теперь остается положить лист отверстием на точку стояния, а по линиям изгиба определить направление и азимут на объект. Ниже приведу таблицу, в которой показано в какие месяцы и в какое время располагается солнце по сторонам света.

Вот и все, что необходимо знать об ориентировании на местности как при помощи компаса и транспортира, так и без них. Но лучше всего, повторю, брать с собой компас. Тогда вы в случае потери направления сможете легко и быстро найти выход из этой ситуации. Успехов!

Как правильно перемещаться по азимуту с препятствиями

Иногда движение по азимуту может осложняться непреодолимыми препятствиями, возникающими на плановом маршруте у туриста. Это могут быть скалы, водопады, пропасти. В такой ситуации выбор пути осуществляется на основе ландшафта. Чтобы не заблудиться важно соблюдать некоторые несложные правила.

Инструкция по внеплановому изменению маршрута:

  1. Выберите крупный объект, располагающийся по другую сторону от препятствия. Определите его азимут. Выбирайте объекты, которые лежат по вектору запланированного пути.
  2. Следующим шагом высчитывается азимут для возможности обойти преграду.
  3. Когда вы пройдете препятствие, надо зафиксировать изменения маршрута.

Совершая поход по однотипной местности в качестве ориентира можно использовать подручные средства. Можно сделать отметку на дереве или палке, воткнутой в землю.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий