Ловля судака на отводной поводок: способы и схемы монтажа с фото, подача и проводка

Якоря для надувных лодок, которые продаются в магазинах, подойдут не каждому. Причины могут быть разными: цена, удобство, функциональность, элементарное отсутствие в данный момент нужной модели на полке. Поэтому у многих водномоторников рано или поздно возникает желание сделать якорь для лодки пвх своими руками. Сложного в этом ничего нет, более того, даже сварочный аппарат в большинстве случаев не потребуется. В этой статье мы собрали подборку лучших якорей с чертежами, которые легко и быстро можно изготовить самому.

Содержание

Каким должен быть хороший самодельный якорь?

Простым, дешевым и эффективным. Первое даст возможность сделать его с разумными трудозатратами, а если не соблюдать остальные условия, то якорь выгоднее все же купить. Но главное, он должен справляться со своей задачей — надежно удерживать лодку. Условия рыбалки у всех разные, поэтому универсального рекомендуемого якоря нет, но есть общие требования и их соблюдение избавит от фатальных ошибок при самодельном изготовлении:

  • Вес должен быть равен минимум 1/10 длины надувной лодки. Соотношение берется в килограммах к метрам. Если лодка 3 метра, то и якорь должен быть минимум 3 кг. Есть случаи, когда, благодаря конструкции, держащая способность якоря не так сильно зависит от массы. Но, чтобы сделать такой самому, нужно хорошо разбираться.
  • Компактность. В идеале он должен быть разборным, либо иметь минимально возможные габариты.
  • Острые и режущие грани должны отсутствовать. Беда самодельных якорей — необработанные края и непродуманная конструкция, в итоге травмы, повреждения лодки, испорченные снасти.
  • Надежное сцепление с грунтом — зависит от правильно выбранного типа якоря, условий использования и качества изготовления.

На заметку:

Если вы сомневаетесь, какую конструкцию использовать, то обратите внимание в первую очередь на классические варианты и их модификации — якоря Дэнфорта, Курбатова, Холла, Матросова. Они имеют лучшую удерживающую силу при меньшем весе, и даже если вы ошибетесь во время изготовления с массой, которую сложно просчитать, то все равно получите работающий якорь, а не кусок грузила, которое не удержит вес лодки.

Больше информации о том как правильно выбрать якорь для надувной лодки можно почитать здесь.

Теперь можно пошагово изучить доступные и эффективные самодельные варианты, которые отвечают нашим требованиям.

Делаем простой разборный якорь

Простейший якорь с широкими лапами. Интересен тем, что изготавливается без сварки из подручных материалов и имеет высокую эффективность. Подходит почти для всех типов дна. Хорошо работает на заиленном грунте, хуже на твердой поверхности. Уязвим к зацепам на корягах и камнях.

image

Нам потребуются:

  1. 2 полосы из металла толщиной 4 мм, шириной 40 мм и длиной около 30 см;
  2. полая труба диаметром от 2,5-3, см и длиной около 30 см;
  3. резьбовая штанга длиной немного больше, чем труба, 2 рым гайки, 2 шайбы меньше диаметра трубы;
  4. свинец около 2 кг.

Порядок изготовление якоря:

  • насаживаем шайбу на штангу и вставляем в трубу с небольшим вылетом с обеих сторон;
  • заливаем внутрь свинец (для веса);
  • проделываем отверстия в лапах посередине, загибаем концы под небольшим углом;
  • после того как свинец застынет, лапы фиксируются гайкой, все готово.

Такой якорь легко зацепить, поэтому рекомендуется его привязывать сначала к нижнему рыму, а затем пластиковым хомутом или проволокой крепить к верхнему. Тогда при зацепе достаточно сильно дернуть, он перевернется и освободится.

Если вы у вас есть возможность использовать сварку, то можно сделать более практичный вариант. Подробности можно посмотреть на видео.

Якорь-кошка своими руками

Принцип тот же, но только вместо широких лап используем прутья (отсюда и название, поскольку они похожи на когти). Имеет среднюю эффективность, очень слаб на песчаном грунте и плохо держит, если вес лодки большой. Подходит для гребных и легких лодок пвх.

Читайте также на нашем сайте:  Транцевые колеса для лодки пвх: как выбрать и установить

Предлагаем максимально простой вариант без использования сварки.

Для самостоятельного изготовления нам потребуются:

  • труба диаметром 40 мм;
  • штанга с резьбой М12;
  • 2 шайбы 40 мм;
  • 3 шайбы 35 мм;
  • арматура диаметром 6 мм;
  • 2 рым-гайки М12.

Порядок работ:

  1. шайба 35 мм помещается в трубу снизу с отступом около 6 мм от края;
  2. в шайбу вставляется штанга;
  3. внутрь трубы заливается свинец для утяжеления;
  4. сверлим в шайбе 4 отверстия под арматуру диаметром 6 мм и на трубе насечки (чтобы в них входили пруты);
  5. вставляем изогнутые лапы в отверстия, прижимаем шайбой на 35 мм и шайбой 40 мм, прикручиваем рым-гайку;
  6. прикручиваем рым-гайку с обратной стороны.

Используя прутья диаметром менее 6 мм можно сделать из такого якоря незацепляйку, когда прутья будут разгибаться, если начать тянуть при сильном зацепе.

Самодельный якорь Курбатова

Это модификация якорей Дэнфорта и Матросова — отличие в одной массивной лапе и раздвоенном веретене. Хорошо работает почти на всех грунтах за счет того, что может закапываться. Отлично держит на песке, для эффективной работы на камнях можно между ним и веревкой вставить метровый отрезок цепи.

Для изготовления потребуется сварка. Чертеж самодельного якоря Курбатова можно посмотреть на фото:

image

Необходимые материалы:

  • металлический прут диаметром 8 мм;
  • арматура диаметром 12 мм;
  • лист металла толщиной 10 мм;
  • набор шайб.

Процесс изготовления:

  1. из прута 8 мм изготавливается веретено, которое наверху соединяется планкой для удобства крепления фала и большей жесткости, снизу делаются парные проушины с внутренним диаметром 12 мм;
  2. из листа толщиной 10 мм по чертежу изготавливается лапа и шток из арматуры 12 мм;
  3. предварительно собираем — через лапу и веретено пропускается шток;
  4. шток должен быть расположен с равными вылетами, фиксируется лапы к штоку шайбами.

Делаем якорь Дэнфорта без сварки

Якорь эффективно работает на многих грунтах, особенно, где возможно заглубление лап. Предлагаем вариант самостоятельного изготовления без использования сварки. Из инструментов потребуются дрель и болгарка.

Это простейший якорь, чертеж к которому можно сделать самостоятельно, используя пропорции, приведенные на фото:

Потребуются материалы:

  • стальная труба 3х60см;
  • стальной лист 200х200 мм и толщиной 4 мм;
  • болты: 8х60 — 1шт, 5х35 — 2 шт;
  • гайки: М8 — 3 шт, М5 -2 шт ;
  • шайба Д8 -2 шт;
  • 1 рым-гайка с подходящей к ней болтом -1 шт;
  • кольцо.

Алгоритм действий:

  1. обрезаем трубу на 2 части по размерам, на короткой вырезаем болгаркой места для вставки лап и веретена:
  2. болгаркой вырезаем лапы с учетом формы, которая в дальнейшем будет вставлена в трубу-шток (для быстроты и точности разметки можно сделать лекало из картона);
  3. прикладываем лапы и шток, высверливаем отверстия под соединение болтами;
  4. фиксируем рым-кольцо посередине;
  5. делаем запилы с одной из сторон веретена, чтобы получилось скругление, высверливает отверстие под болт 8х60, помещаем веретено в шток и продеваем болт, фиксируя его гайками;
  6. окончательно фиксируем лапы, устанавливаем страховочное кольцо наверху веретена.

На видео можно детально ознакомиться с самодельным якорем Дэнфорта, сделанным аналогичным способом и тоже без применения сварки.

Самодельный якорь Матросова (Холла)

Модификация на основе якорей Матросова, Холла и «незацепляйки». При зацепе освобождается противоходом, когда трос проскальзывает по овальному веретену назад. Изготовлен из нержавеющей стали. При массе 2 кг (!) держит ПВХ лодку длиной 360 на течение. Хранить можно на баллоне, вставив веретено в штатную ручку для переноски лодки.

Чертеж якоря:

Якорь-гриб из сковородки

Благодаря своей форме имеет хорошие удерживающие характеристики и применим на всех видах грунта. Заводские варианты, как правило, неразборные, а вот самостоятельно можно сделать очень компактный и разборный утяжелитель.

Делается из чугунной сковородки, форма которой идеально работает при зарывании. Для утяжеления можно налить болванку из свинца и прикрепить ее под дно сковороды. Пример можно посмотреть на видео, как говорится — элементарно и просто.

Читайте также на нашем сайте:  Как выбрать якорь для лодки пвх?

Якорь для надувной лодки из тормозного диска

Пожалуй, самый простой, дешевый и достаточно действенный якорь. Чем он действительно хорош, тем, что, благодаря своей массе и форме, не нужно никак доработок — привязал, бросил в воду. Справляется со своими задачами неплохо и стабильно держит в разных ситуациях.

При этом места занимает мало и, более того, его можно один раз привести на рыбалку, спрятать в кустах и пользоваться при случае — такие объекты легко маскируются и внимания не привлекают, а если украдут, то и не жалко.

При желании можно доработать, наварив дополнительные элементы. Для эстетов не составит труда сделать из диска и вполне цивильный вид:

Волокуша-покатуха

Для любителей сплавной рыбалки с лодки якорь волокуша-покатуха позволяет медленно облавливать участки с сильным течением. И если учесть, что зацеп может привести к серьезным последствия (вплоть до затопления лодки), возможность обрезать якорь, потерять и не жалеть, оправдывают самодельные варианты волокуш.

Раньше такие якоря делали из валенка, но поди сейчас найди валенок), поэтому в современных условиях используют автомобильные покрышки.

Технология простая:

  1. покрышку R15 или 16 режут пополам или на 3 части;
  2. берут 1 часть, проделывают в середине отверстие:
  3. с внутренней стороны размещают груз — широкие металлические болванки или тот же тормозной диск;
  4. соединяют груз и через покрышку пропускают небольшой фрагмент цепи (веревка в этом месте быстро перетрется), либо надо приваривать скобу;
  5. соединяют цепь с основной веревкой.

Вместо покрышки возможен вариант с резиновой камерой, часть которой набивают песком и щебнем, а концы зажимают металлическими пластинами.

Для эффективной работы рекомендованный вес от 7 кг.

Чтобы тяжелый якорь не доставлял неудобства при переносе лодки, рекомендуем использовать транцевые колеса.

Плавучий якорь своими руками

Этот якорь подойдет тем, кто рыбачит, сплавляясь, и не хочет использовать волокушу. Его привязывают к лодке, бросают в воду, он раскрывается как парашют и снижает скорость дрейфа. На надувных лодках используют в зависимости от их длины диаметр от 40 до 100 см. Вместо сварочного аппарата для изготовления потребуется швейная машинка и кусок плотной ткани.

Якорь выглядит как усеченный конус с отверстием. Бывает 2 видов: с овальным основанием и квадратным. Чтобы их сделать, нужны будут выкройки.

Для расчета овального варианта можно использовать бесплатную программу Cones, предназначенную как раз для построения выкроек (разверток) конусов.

Для квадратного основания можно использовать простейшую выкройку плавучего якоря:

Делается из прочных синтетических материалов. В основание вшивают проволоку (она держит форму и работает как грузило), либо делают распорки крест накрест. К внешнему отверстию пришиваются кармашки друг против друга, чтобы в них поместить дополнительные грузики. Стропы делают в количестве 4 штук, которые соединяются с фалом. Для обозначения на воде и общей безопасности рекомендуется устанавливать плавающий буй — он послужит ориентиром как для вас, так и для остальных капитанов.

Из пластиковой бутылки

Обилие пластика на берегу наводит на мысль приспособить его под что-то дельное. Но в качестве якоря бутылки оказались бесполезны. Даже при наполнении сырым песком и казалось бы внушительном весе они не держат надувную лодку на слабом ветре и уж точно не работают на течении.

Виной форма — пластик скользит по дну, обходя препятствия, не цепляясь, и имеет минимальное сопротивление. Не тратьте время на подобную ерунду, даже 5-литровые бутыли как якорь не работают. Можно иногда использовать как волокушу или для резиновой лодки с минимальным весом.

А вы пользовались самоделками или изготавливали якорь своими руками? Пишите в комментариях свои способы изготовления или задавайте вопросы напрямую автору.

Автор: Алексей Лазарев Рыбак с 35-летним стажем …

Привет всем! В этот раз я решил рассказать про то как я из надувной лодки решил сделать тримаран. Другими словами парусное судно с двумя боковыми баллонами по бокам. Итак, начнем.

Все началось ранней весной, когда запахло походами и туристической романтикой. Я купил надувную байдарку. Мучений выбора не было. Просто купил что дешевле, так как денег особо не было в тот момент, а сплавиться по реке жуть как хотелось. Купил байдарку под названием Налим 300. Это трёхместная байдарка длинной 4.5 метра. И безумной грузоподъёмностью.

Но до сплава было ещё несколько месяцев, а руки чесались что нибудь улучшить)) Решил, что лодке нужен парус. Наткнулся на просторах интернета на такое изделие.

Не увидел ничего сложного и через несколько часов у меня был изготовлен практически такой же парус. Цвет был обусловлен наличием именно такой ткани в ближайшем магазине)) Я решил что у меня будут Алые паруса, но коллеги на работе назвали мой парус красными труселями))

Я решил долго не затягивать с испытаниями и на ближайших выходных спустил свой парусник на воду.

Испытания показали что эта штука очень неплохо помогает идти, если ветер попутный или немного сбоку. Приделал руль, изготовил даже шверцы, что бы не сносило при боковом ветре и стал радоваться жизни и ветру)) мой парус мгновенно складывался вдоль борта лодки, когда он был не нужен и одним движением раскладывался при попутном ветре.

Но настал тот день, когда я понял что не хочу ходить под парусом только при попутном ветре, хочу как настоящий парусник, резать ветер под острым углом, ходить галсами) и я нашел недорогой парус, а из строительного магазина собрал аллюминивую раму. Несколько ноу хау, так как надувнуха ну никак не хотела дружить с парусным оборудованием. Рама, как у сплавного катамарана, и уже к ней, с помощью вант, системы тросов и карабинов крепится мачта с парусом и боковые аутригеры.

Первый же спуск на воду показал всю прелесть этой конструкции. Было много скептиков, те кто говорили что это все шляпа и полная хрень. Но испытания показали скорость до 12 км/ч. Крен лодки был градусов 30. Было страшно, выдержит или нет. Все выдержало. Я продолжал улучшать конструкцию.

Вся прелесть моей лодки в следующем. Парус и надувные аутригеры в сложенном виде практически не занимают места в огромной лодке и я могу идти по узким протокам и порогам как обычная байдарка, а на открытой воде через 5 минут сборки уже иду под парусом с неплохой скоростью. Да и весит это все немного. Лодка 9 кг. И все остальное 15. Для тримарана очень немного.

Вообщем, думаю что многие имеют байдарку, или надувнуху и мечту пройтись под парусами. Мечта должна сбываться! Дерзайте и спрашивайте. Отвечу всем) Кто дочитал до сюда, вот вам ссылка на мой канал. https://www.youtube.com/user/1979naum А вот короткий ролик как иду под парусом.

ВВЕДЕНИЕ

Надувные лодки с вспомогательным парусным вооружением предназначены для прогулок в светлое время суток по рекам, озерам и водохранилищам с удалением от берега до 500м., при скорости ветра до 6 м/сек. и при высоте волны не более 0,25м. Применение парусного вооружения на этих судах даже небольшой площади при выходах на воду (как в походах, так и на прогулках) увеличивает количество положительных эмоций у экипажей на порядок. Любой желающий может испытать всю прелесть парусного плавания на «открытом» водоеме.

Установка на надувной лодке «Латинского» грота позволяет быстро переходить от движения под парусом (при попутном или боковом ветре) к гребле (при встречном ветре или в штиль) и наоборот. Таким образом, надувная лодка с комплектом вспомогательного парусного вооружения представляет собой парусно-гребное судно.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

Площадь грота

3,5/4,2/4,9 м2

Высота мачты (от верха основных баллонов)

2,5 м

Тип грота (основного паруса)

Латинский

Габариты вооружения в упаковке (длинна х ширина х высота)

1,45 х 0,25 х 0,25 м

Масса в упаковке к-та (со шверцами)

10 кг

КОНСТРУКЦИЯ ПАРУСНОГО ВООРУЖЕНИЯ.

Основной парус – грот поднимается на закрепленной мачте, в слабый ветер можно использовать дополнительный рейковый стаксель. Паруса быстро ставятся и снимаются, спущенные не мешают грести, так как укладываются на баллоны вдоль борта.

Мачта устанавливается в алюминиевый стэпс (стакан) на подмачтовой балке, лежащей на двух опорных продольных трубах прямоугольного сечения с помощью четырех лент с пряжками.

На мачту (1) поднимается грот (2), растянутый двумя рейками – верхним (3) и нижним (4). Рейки заправляются в карманы, пришитые к передней и нижней шкаторинам (кромкам) грота. На мачту грот поднимается фалом (5), переброшенным через кольцо в верхней части мачты. После подъема грота ходовой (свободный конец) фала крепиться к подмачтовой балке. На нижнем рейке, ближе к его ноку (заднему концу) закреплен шкот грота (6) – снасть для управления парусом.

Шверцы крепятся к задней части продольной опорной трубы с внешней стороны.. В качестве руля используется весло, закрепленн0е на задней рулевой балке в уключине.

При ширине лодки от 1,3 м и более использование аутригеров не требуется (поперечной устойчивости достаточно).

КОМПЛЕКТАЦИЯ

КРЕПЕЖ МАЧТЫ НА НАДУВНОЙ ЛОДКЕ

1

Рангоут:      

    — труба низ мачты Ф 40х1,5 мм.  

1 шт.

    — труба верх мачты Ф 40х1,5 мм.  

1 шт.

    — труба опорная 30х30х2 мм.

2 шт.

    — труба подмачтовая 40х60х1400 мм.

1 шт.

2 Крепеж:

    — Винт М8х80 

4 шт.

    — Винт — кольцо М8х60 

3 шт.

    — Гайка самоконтрящяяся М8

1 шт.

    — Гайка барашек М8 

6 шт.

    — Шайба Ф8 увелич.   

8 шт.

3

Пластина узкая 

2 шт.

4

Пластина широкая     

1 шт.

5

Стакан мачты        

1 шт.

6

Лента с пряжкой 1 м.   

4 шт.

7

Паспорт            

1 шт.

8

Упаковка     

1 шт.

ГРОТ «ЛАТИНСКИЙ»

1

Парус грот «Латинский» – 3,5/4,2/4,9 м2

1 шт.

2

Рангоут:

    — труба нижний реек 30х1 мм

2 шт. (для 4,9 м2 – 3 шт.)

    — труба верхний реек 30х1 мм

3 шт.

3

Крепеж:

    — винт М6х25

4 шт.

    — гайка барашаек М6

4 шт.

    — шайба М6 увеличенная  

4 шт.

4

Скоба 32 мм

5 шт.

5

Карабин 5 мм

4 шт.

6

Крючек s-образный 3 мм

1 шт.

7

Лена с пряжкой

1 шт.

8

Веревка 5 мм – 0,5 м

2 шт.

9

Веревка 7 мм жесткая – 5 м (фал)

1 шт.

10

Веревка 7 мм мягкая – 5 м (шкот)

1 шт.

11

Пакет п/э для паруса

1 шт.

12

Упаковка (п/э)

1 шт.

ШВЕРЦЫ С КРЕПЛЕНИЕМ НА НАДУВНУЮ ЛОДКУ

1

Шверц (весло)  

2 шт.
2

Консоль на лодку

2 шт.
3

Пластина малая

2 шт.
4

Крепеж

    — Винт М10х50  

2 шт.

    — Винт М8х70  

4 шт.

    — Гайка-барашек М10   

2 шт.

    — Гайка-барашек М8 

4 шт.

    — Шайба Ф10

2 шт.

    — Шайба Ф8

4 шт.

5

Пакет упаковочный

1 шт.

КОРМОВАЯ БАЛКА

1

Труба поперечная 30х30х2 мм.  

1 шт.

2

Труба продольная 25х25х2 мм. 

1 шт.

3

Крепеж

    — винт М8х70      

2 шт.

    — гайка барашек М8

2 шт.

    — шайба Ф8 увелич.

2 шт.

    — крючек S-образный 4мм.

2 шт.

4

Лента с пряжкой 1 м.

2 шт.

5

Опорная пластина малая под М8

1 шт.

6

Описание.

1 шт.

7

Упаковка (пакет п/э)

1 шт.

СХЕМА СБОРКИ

ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ

УСТАНОВКА МАЧТЫ

На подмачтовую балку (7) надеть и закрепить широкой пластиной по центру подмачтовой балки степс (стакан)(8). Установить подмачтовую балку ближе к носу лодки на продольные прямоугольные опорные трубы (9 и 10) и закрепить узкими пластинами с помощью болтов М8. Установить раму на слабо накачанную лодку и закрепить лентами с пряжкой к закладным деталям на корпусе лодки или к нижним петлям, расположенным в донном шве лодки. Если в Вашей модификации лодки точки крепления отсутствуют, рекомендуем приклеить дополнительные полукольца или петли. Собрать мачту (1), продеть фал (5) в верхнее кольцо (13) мачты. Мачту установить в степс на подмачтовой балке.

СБОРКА И УСТАНОВКА ГРОТА «ЛАТИНСКИЙ»

Соберите верхний (3) и нижний (4) рейки паруса и вставьте их в карманы передней и нижней шкаторин (кромок) соответственно, постепенно надвигая на рейки хомуты с карабинами (14). Рейки впереди соединить хомутом (15), притянуть веревкой передний угол паруса к хомутам, задний угол к крючку на рейке (16). Затянуть все хомуты с карабинами по центру вырезов в карманах паруса. Закрепить фал (5) к карабину верхнего рейка, с другой стороны фала на расстоянии 2 м от конца завязать узел для страховки от «убегания» из кольца. Поднять парус и фал закрепить на подмачтовой балке. Ленту с пряжкой (17) закрепить петлей за карабин на нижнем рейке паруса и пропустить через подмачтовую балку. Ленту продеть в пряжку и растянуть парус. Шкот (6) закрепить на раме каркаса и пропустить в карабин на нижнем рейке паруса.  

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ

При эксплуатации парусно-гребной надувной лодки необходимо выполнять все требования данного «Руководства по эксплуатации» и «Правил плавания по внутренним водным путям РФ».

Не допускается эксплуатация судна:

  • с нагрузкой более штатной, включая вес установленного парусного вооружения;
  • в темное время суток;
  • во время грозы;
  • при ветре более 6 м/сек, волне выше 0,25 м и удалении от берега более 500 м;
  • лицами не умеющими плавать.

Нельзя также выходить на воду без:

  • одетых на экипаж спасательных жилетов;
  • наличия на борту исправного средства для накачивания баллонов лодки воздухом.

Перед спуском на воду необходимо проверить:

  • правильность сборки всех узлов и надежность их соединения;
  • правильность укладки снастей, они должны быть разобраны и уложены так, чтобы не запутывались при работе с парусами. Снасти не должны быть зажаты или завалены какими либо предметами.

Необходимо переходить к движению на веслах в случаях:

  • повреждения поплавка баллона;
  • приближения грозы – ее пережидают на ближайшем участке берега, обязательно сняв мачту; если гроза застала судно на воде, двигаться к берегу необходимо также со снятой мачтой;
  • усиление ветра сверх разрешенного предела; парус следует спускать только при положении судна носом против ветра;
  • при движении под низко висящими проводами линий электропередач; проходить их следует поближе к береговой опоре, сняв, если нужно верхнюю часть мачты;
  • при пересечении судового хода, если ветер слабый и неустойчивый, судовой ход следует пересекать перпендикулярно его направлению.

Плавание на парусно-гребной лодке должно проходить вне судового хода. При движении под парусами их шкоты нужно держать в руках. Нельзя закреплять их за какие либо предметы. Начинать осваивать парусное вооружение следует при несильном ветре (до 4 м/сек), у берега, на неглубоком (до 1,3м) месте.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, УХОД, РЕМОНТ, ХРАНЕНИЕ.

Постоянно нужно следить за креплением элементов вооружения – затяжкой гаек, узлами на шкертах (веревках) и т.д. Швы парусов необходимо периодически осматривать, при разрушении ремонтировать лавсановыми или капроновыми нитками (повреждения лучше устранять в начальной стадии). На снастях быстрее всего изнашиваются коренные концы фалов (место крепления к узлам паруса). При заметном износе этого места фал можно закрепить другим (ходовым) концом.

Разборка парусного вооружения проводится в порядке обратном сборке. Мелкие детали складываются в пластиковый пакет. Места соединения элементов вооружения тщательно очищают от грязи и песка, влажные снасти и другие принадлежности из ткани и пленки перед укладкой просушивают. Паруса складывают «гармошкой» вдоль нижней шкаторины (ширина «складки» -300…500 мм), затем получившуюся полосу – в перпендикулярном направлении. Снасти сматывают в бухты.

Хранить парусное вооружение следует в сухом закрытом помещении при температуре не ниже +2 °C. 

В июне нам предстоит двухнедельный пеше-водный поход с преодолением двух больших озер на надувной байдарке Тайга 430, поэтому мы задумались о возможности использования попутного ветра.

Посмотрев в Интернет на байдарки под парусом, я понял, что любое парусное вооружение для нашего путешествия слишком громоздко. Задача, которую я перед собой поставил – изготовить самодельный парус без применения дополнительного оборудования: мачты, рей и т.д.

Парус для байдарки должен быть прост в сборке и установке, не занимать много места в лодке и рюкзаке. Внимательно осмотрев все снаряжение, которое будет с нами в походе, я остановил свой взгляд на двухместной палатке. В голову пришла идея использовать одну из её дуг.

Полезные статьи:

Надувастик как парусная байдарка

В основу работы моего самодельного паруса лег принцип воздушного змея, изготовлен он с использованием подручных материалов, специально куплен был только лоскут ткани стоимостью 140 р.

Материалы:

  • Сборная дуга от палатки, длинной 3,7 м – 1 шт.
  • Ткань легкий нейлон с силиконовой пропиткой – 1,5*2 м
  • Стропа – обрезки оставшиеся от пошива фартука для байдарки

Мой парус состоит из 4-х основных частей: трапециевидной центральной части, двух линзоподобных боковинок, кулиски. Такая форма необходима для создания пуза паруса. Конечно, это не совсем парусная байдарка, но попутный ветер ее тянет хорошо, даже если курс немного не совпадает с его направлением при помощи моего самодельного руля байдарки и веревочных оттяжек это легко скорректировать.

Шил я парус на глаз, поэтому размеры на схеме поставил по факту.

Собрал я парус достаточно быстро — сшил вместе центральную часть и боковинки, а полосу ткани — кулиску по округлой части паруса.

Изготовил из широкой стропы кармашки, пришив их к нижним углам паруса для фиксации палаточной дуги. Они служат для обеспечения натяжения паруса и защиты корпуса лодки от протирания кончиками дуги.

Парус собирается очень быстро. Это можно сделать, даже находясь в лодке на ходу – буквально 2 минуты и вот уже наша байдарка под парусом. Крепится самодельный парус к бортовым петлям лодки двумя небольшими карабинами.

При ветре парус поднимается сам, если ветер слабый, то можно помочь ему веслом. Парус уже испытан и даже при очень слабом ветре дает ощутимую скорость.

Дмитрий Рюмкин, специально для Заброска.рф

image

Чтобы обзавестись парусником—пусть даже самым простым!—одного желания маловато. Приходится идти на затраты, порой совершенно разорительные для семейного бюджета. Да и времени на строительство такого суденышка уходит немало. Однако есть выход—вполне доступный и недорогой. Он заключается в установке на взятую напрокат прогулочную гребную лодку (например, типа «Кефаль» или «Форель») несложного самодельного парусного вооружения. Не стоит, конечно, ожидать от такой «яхты» высоких скоростных и лавировочных качеств. Это возможно только при радикальном изменении конструкции самой лодки и более совершенном ее оснащении, в том числе выдвижным швертом или же шверцами.

Сейчас, однако, речь пойдет о парусном вооружении попроще. Основная его часть — 4,5-метровая мачта, которая устанавливается в специальной опоре (степсе) на расстоянии 1200—1400 мм от носа лодки и раскрепляется вантами и штагом.

Парусное вооружение лодки состоит из грота и стакселя. Грот — типа «Стриж», он фиксируется с помощью мачтового кармана, поднимается грота-фалом, переброшенным через скобу в верхней части мачты, и растягивается гиком. Управляется парус гика-шкотом.

В комплект входит еще один парус — стаксель. Характерно, что к штагу он не крепится — это значительно ускоряет его постановку и уборку. Поднимается этот парус стаксель-фалом, пропущенным через блок в верхней части мачты, и управляется стаксель-шкотами, пропущенными по обеим сторонам мачты через кипы. После подъема парусов все свободные концы фиксируются на утках.

Рулевой узел парусника — быстросъемный. Навешивается он на кронштейн, закрепленный на транце лодки.

Мачта лодки — -трехколенная, собранная из тонкостенных дюралюминиевых труб. В верхнем и нижнем колене закрепляются скобы: сверху т- осью флюгарки, сделанной из’ велосипедной спицы, снизу — шплинтами-«булавками».

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий